главная страница

электронные книги,
пособия

об авторе, резюме

индивидуальная консультация
у психолога

семинары и тренинги

видео-лекции

научные статьи

контакты

моим студентам

компьютерные программы

программа диагностики корпоративной культуры организации

страница
предложений сайта

услуги

 

новости сайта

 

дистанционные курсы

 

  освобождение сознания

 


ЗАКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИЮ (ОТЗЫВ)

для дошкольных, общеобразовательных, высших, дополнительных и других образовательных и воспитательных учреждений

 

 

 

 

Получите 7 писем - сделайте 7 шагов к управлению собой!
Бесплатный мини-курс:
 

Семь трагических ошибок самоменеджмента
или
что реально нам мешает управлять собой
 

>>Узнать подробнее.
>>Скачать 7 писем разом.

>>Посмотреть отзывы. 

 

Описание профессии - Психолог

[Статья обновлена 19 мая 2012 года]

Статья для абитуриентов и их родителей - о том, что такое Психолог.

В.Е. Лёвкин

Есть такая профессия - ПСИХОЛОГ

1. Область профессиональной деятельности психолога.

 

Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят профессиональный психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.

 

Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

 

Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

 

Быть психологом 

Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, подмечать неочевидное, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает верное решение. Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться лучше и счастливее.

 

Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям решать совершенно конкретные задачи и трудности).

 

 

2. Задачи профессиональной деятельности психолога.

 

Задачи профессиональной деятельности определяются тремя основными типами деятельности психолога: исследованием (порождением нового научного знания), обследованием (изучением тех или иных психических свойств и состояний) и преобразованием (коррекцией, развитием, формированием). В плане задач, таким образом, психолог выступает в двух основных (условно разделяемых) ролях: как психолог-исследователь и как психолог-практик.

 

Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.

 

Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, рекламе, дизайне, информационных технологий, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология, психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.

 

 

3. Объекты профессиональной деятельности психолога.

 

В зависимости от объекта профессиональной деятельности, следует выделить несколько направленностей внутри профессии «Психолог»:

 

Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах - с организациями, предприятиями любого масштаба. Все чаще для психологов объявляются вакансии в сфере HR: на должности директора по персоналу (или его заместителя), тренинг-менеджера, внутреннего тренера, психотренера и т.д. в самых разных организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов. Оргпсихолог консультирует руководителя и специалистов по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, систему обучения и повышения квалификации, повысить качество обслуживания, организует процесс создания и развития корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса.

Востребованность организационных психологов связана, в первую очередь, с пониманием руководителями ценности и значимости «человеческого фактора». Ведь именно персонал, сотрудники компании – главный ресурс развития любой организации в современном мире. А персонал – это люди, где каждый человек со своими особенностями характера, мотивации, поведения и к каждому нужно найти подход, понять в каком направлении следует развивать данного сотрудника и развивать ли вообще. И здесь оргпсихолог незаменим, поскольку следит за «психологической формой» сотрудников.

С персоналом связаны не только основные ресурсы развития, но и главные риски и угрозы безопасности любого современного предприятия. Без качественного психологического сопровождения бизнес-процессов и кадровых решений невозможно добиться ни приемлемой защищенности бизнеса, ни устойчивой (и, тем более, перспективной) конкурентоспособности предприятия. 

 

Клинический психолог в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования (МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида, после аварий и катастроф), развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями и инвалидами, в организациях и частных кабинетах помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами. Такой специалист помогает справиться с неврозами и повышенной тревожностью, паническими атаками, помогает разобраться в себе в кризисных ситуациях. Клинический психолог проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм – помогая людям справляться с психологическими проблемами.

 

Юридический психолог – работая в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах проводит экспертные исследования преступного поведения, вменяемости в момент совершения преступного деяния, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, мотивов преступления, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров, работает с детекторами лжи и многое другое – помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда. Востребованность в такой посреднической, переговорной деятельности (и, соответственно, в психологах-медиаторах) в последние годы активно растет.

 

Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания, свой подход к ученикам. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить, а кому-то нужно суметь объяснить что такое "хорошо" и что такое "плохо"... В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей в своем кабинете, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения и саморазвития, преподает психологию и многое другое – налаживая общение и отношения, помогая ученикам познавать себя и мир людей. 

 

Спортивный психолог – в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния (призванного оптимальным способом: а) включать в работу все необходимые имеющиеся рефлексы, знания, умения и навыки (на фоне общей уверенности и психической собранности); б) обеспечить возможность выполнения деятельности на максимально возможном уровне согласованности всех функциональных систем спортсмена; в) обеспечить возможность максимально эффективного восстановления в периоды отдыха спортсмена). Совершенствование спортивного мастерства предполагает совершенно равнозначную серьёзную работу на всех трех указанных уровнях (например, что толку от хорошей физической формы, если спортсмен на ответственных соревнованиях находится в предстартовой лихорадке и не может сосредоточиться и показать на что способен? Или, что толку от «оптимального боевого состояния», если у спортсмена наличествует масса «паразитных» движений или имеется неверная «программа действий» в голове?).

Формирование оптимальной «программы действий» («образа действий», «ориентировочной основы действий») в сознании спортсмена предполагает: а) осознание ошибочных действий или действий, которые возможно оптимизировать, затем - б) отработку их на уровне целостно представляемого действия (идеомоторная тренировка - самопрограммирование деятельности), и только после этого - в) воплощение, отработку новой программы в реальной спортивной практике. В противном случае придется бороться с уже выработанной ранее «программой действий», вместо того, чтобы оптимизировать ее. Необходимость в идеомоторной проработке и совершенствовании действий до всякого осуществления физического действия в спортивной психологии научно доказана, однозначно подтверждена многими практическими исследованиями и не может ставиться под сомнение, однако внедряется недостаточно интенсивно – об этом просто мало знают…

Умение входить в требуемые психические состояния обеспечивается специальной психологической и психической подготовкой спортсмена под руководством спортивного психолога. К психологической подготовке относится освоение спортсменом психологических знаний и обретение умений: а) в области управления эмоциональным состоянием, настроением (не только в процессе тренировки или выступления, но и вообще в жизни, в общении с прессой, соперниками, близкими людьми и т.д.); б) в области управления отношениями с людьми – способность быть независимым от конфликтов, от провоцирующих факторов, от манипуляций в общении и прочих дестабилизирующих психику воздействий; в) в области позитивного мышления – способности воспринимать трудности в качестве задач и возможностей, видеть пути достижения цели, способности мобилизоваться под действием различных помех, умения постоянно совершенствоваться и учиться новому; г) в области психогигиены – знаний о том, как обеспечить физиологически и психически эффективный отдых и восстановление; д) в области психологии деятельности – понимания спортсменом составляющих психического состояния, того, как формируется ориентировочная основа деятельности, от чего зависит общий настрой, скорость, точность, устойчивость качества выполнения движений. К психической подготовке относятся: а) специальные тренировки по управляемому вхождению в каждое из необходимых психических состояний («восстанавливающее состояние»; «оптимальное боевое состояние» (ОБС); необходимые для самовнушения - «ключевое» состояние и «нейтральное» состояния). Обучение данным состояниям достигается с помощью освоения методов аутогенной тренировки, самогипноза, идеомоторной тренировки, метода «Ключ» (Алиев Х.М.), аутогипноидеомоторного метода (Алексеев А.В.), «психофизиологического теста» (управляемое изменение состояния с контролем ЧСС); б) отработка психической устойчивости к факторам «психического заражения» - упражнения на формирование психической устойчивости спортсмена к различного рода раздражающим, дезориентирующим, отвлекающим и прочим мешающим факторам.

 

Военный психолог – в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Задачами военного психолога могут являться: реабилитация и настрой на бой, разработка методов подавляющего, деморализующего воздействия на противника, поиск и  адаптация психологических знаний полезных в условиях военных действий внутри страны и на территории противника, разработка методов выявления угроз и террористических атак, развитие методов сбора информации, дознания и вербовки, обеспечение эффективности и безопасности в условиях информационной войны, поиск психологических средств предотвращения нападений, составление психологического портрета и предсказания поведения вероятного противника и т.д.

 

Психолог в СМИ - формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, исследование политических настроений и мотивов, психологическое обеспечение политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, состояний толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов и систем, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг. Психолог работающий в этой сфере занимает должности в аппарате политической организации, на телевидении, в газетах и издательствах, институтах исследования общественного мнения, лабораториях пситехнологий, маркетинговых центрах, службах мониторинга и других.

 

Психолог юзабилити - обеспечение удобства и целесообразности исполнения элементов управления сложных технических и компьютерных систем (интерфейсов). Современный человек постоянно использует самые разные интерфейсы (системы коммуникации с устройствами и управления ими) - в автомашине это всевозможные рычаги управления, зеркала и камеры, кнопки, переключатели и датчики; в компьютерной программе - это панель инструментов, окна настроек и различные меню функций; на сайте это система навигации и поиска информации, расположение и вид информационных и декоративных элементов.

Очень важно, чтобы интерфейс был интуитивно понятен и удобен в использовании. Здесь нужно суметь совместить красоту и функциональность, простоту использования и надежность, комфортность в применении и смысл, назначение устройства. Совместить всё это с учетом психологии восприятия и логики использования системы совсем не просто. Требуются и технические знания, и хороший вкус дизайнера, умение по-новому взглянуть на хорошо известные вещи. От юзабилити интернет-магазина зависят продажи на сайте; от юзабилити компьютерной программы зависит - будут ли люди пользоваться ею и покупать ее; от юзабилити планшетного компьютера или смартфона зависит - будут люди покупать именно этот продукт или предпочтут другой, более удобный; от юзабилити хирургических роботов зависят эффективность и безопасность  их применения при операциях и т.д. В современном обществе становится все больше технических систем, разработка интерфейсов и логики использования которых чрезвычайно важны. Психолог специализирующийся на этом направлении может работать в специальных студиях дизайна, промышленных корпорациях, проектных институтах, IT-компаниях и т.д.

 

Однако в какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на пять видов деятельности.

 

 

4. Виды профессиональной деятельности психолога.

 

Внутри любой направленности профессии «Психолог» всегда присутствуют все основные виды профессиональной деятельности психолога, каждый из которых требует сформированности соответствующих компетенций (раскрыты относительно видов профессиональной деятельности выпускника, с указанием кода в учебном плане):

1) Психологическая профилактика (способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения).

2) Психологическая диагностика (выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия).  

3) Психологическая коррекция (воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы).

4) Психологическое развитие (формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении). 

5)  Психологическое консультирование (создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться).

 

В завершение этого краткого экскурса о профессии "Психолог" следует отметить принципиальные различия между профессиями, которые зачастую путают между собой: психолог, психотерапевт, психиатр.

 

5. Различия между психологом, психотерапевтом и психиатром.

В самом общем виде различия между ними следующие: психолог не является врачом и в большинстве случаев работает с психически здоровыми людьми у которых имеются психологически трудности и проблемы (если приходит человек с расстройством психики, или требуется медикаментозное вмешательство, то психолог направляет клиента к психотерапевту или даже к психиатру); психотерапевт же - это врач, он призван заниматься людьми с запущенными психологическими проблемами или даже патологическими психическими состояниями (например, глубокими депрессиями, фобиями, зависимостями и пр.); психиатр - тоже врач, как и психотерапевт, однако от последнего отличается тем, что работает с психически нездоровыми людьми, его задачей является помощь в исцелении, избавлении от психических расстройств (шизофрении, паранойи, аутизма и др.).

Абсолютную границу между смежными областями (между психологом и психотерапевтом или психотерапевтом и психиатром) провести невозможно. Например, психотерапевт может заниматься обычным психологическим консультированием или тренингами различной тематики - как и психолог, а психолог может заниматься глубокой групповой или индивидуальной психотерапией. Однако психолог не имеет права назначать лекарственные препараты.

Часто психолога путают, также, с народными целителями, экстрасенсами, астрологами, хиромантами, шаманами, магами и колдунами. Важно знать, что психолог в своей деятельности опирается на научно проверенные знания, а не на систему верований. Это не значит, что психолог отрицает существование непознанного, но означает, что психолог обладает научным мышлением и соответствующей корректностью в суждениях и в выбираемых для работы методах.

 

6. Что, порой, мешает людям обращаться к психологу?

Путают с психиатром. К сожалению, в нашей стране психолог часто отождествляется с психиатром, это подтверждается расхожим мнением - мол, если обратился к психологу, значит "не всё в порядке с головой". Это конечно же заблуждение, происходящее от необразованности или лености ума, ну и отчасти от того, что психологическая практика стала активно развиваться в нашей стране совсем недавно - лишь с девяностых годов. Жаль, что это заблуждение всё еще мешает многим людям получать услуги психолога подобно тому, как они получают услуги врача, юриста, банкира, автомеханика и других специалистов - т.е. регулярно и без всяких комплексов. Кстати говоря, в постперестроечное время девяностых годов даже к автомеханикам обращаться было "стыдно" - мол, "если ты мужик, то и сам сможешь отремонтировать свой автомобиль!". Сейчас уже все понимают, что работу специалиста должен выполнять специалист - это быстрее, надежнее, безопаснее, эффективнее и, даже, дешевле. Так и к психологу обращаются не только тогда, когда не могут самостоятельно разобраться в жизненной ситуации или в своем отношении к чему или кому-либо, а чтобы принять оптимальное решение в сложных условиях или в противоречивом состоянии, и чтобы просто сэкономить время (как и в любом деле, в решении психологических трудностей, помощь специалиста позволяет сэкономить время и другие ресурсы).

Путают с сектами, боятся "зомбирования". В силу эффективности психологических воздействий их применяют практически везде, где требуется управление психическими состояниями людей - в том числе  в религиозных обществах, авторитарных или тоталитарных сектах и деструктивных культах, в псевдо-психологических группах личностного роста, в некоторых "ветках" сетевого маркетинга и конечно же в мошеннических организациях вроде финансовых пирамид. В 19 веке в России слово "психолог" вошло в обиход в значении "ловкий манипулятор". По-видимому, от этого стереотипа мы не избавились до сих пор.

Неспециалисту в области психологии трудно определить - где настоящая психология, а где сектанты, шарлатаны и манипуляторы, поэтому ниже я привожу несколько критериев, по которым можно узнать непрофессиональных психологов или даже распознать секту:

1) Претензия на истину в последней инстанции. Если лидер организации, некоторого сообщества людей или некто называющий себя психологом говорит о том, что знает абсолютную Истину, что он прав, а остальные не правы, что Вам достаточно лишь следовать его указаниям и Вы обретете то, что Вам нужно - это вполне возможно секта и уж точно это не профессиональный психолог.

2) Претензия на эксклюзивный доступ к могуществу. Если Вам говорят, что только через этот тренинг или только через этого человека, или только через участие в этой организации Вы можете обрести счастье, финансовое благополучие, здоровье, ... - это вполне вероятно секта, и уж точно не профессиональный психолог.

3) Противопоставление другим. Если организация (или группа) в которую Вас приглашают противопоставляет себя остальному обществу (остальные - это заблудшие, греховные, падшие, несовершенные и т.д.) - то это вероятнее всего секта, а люди занимающиеся этим не являются профессиональными психологами (даже если они покажут Вам свой диплом).

4) Система строгих правил и запретов. Если для достижения целей Вам навязывают целую систему строгих правил и запретов, то это скорее всего секта, в особенности если есть парадоксальные и опасные правила и запреты (вроде запрета на переливание крови у Свидетелей Иеговы). Чем более глупые запреты выполняют люди, тем больше степень их веры в догматы организации, тем легче этими людьми управлять. Т.е. система запретов играет роль одновременно и фильтра (отсеивает негодных), и цемента (заставляет послушных быть еще более послушными).

Если Вы наблюдаете все четыре признака вместе, то будьте уверены - перед Вами секта. Бегите от туда и забирайте, вытаскивайте своих близких.

 

В отличие от разного рода сект профессиональные психологи, психологические группы и организации направлены на развитие человека, его способностей осознавать происходящее и принимать на себя ответственность за свою жизнь и свой свободный выбор. Профессиональный психолог никогда не станет указывать Вам на то, как Вам нужно жить, он лишь создаст условия, при которых Вы сами сможете для себя понять возможные альтернативы и сделать осмысленный выбор принимая его последствия.

 

7. Где можно стать профессиональным психологом? Где получить высшее психологическое образование или получить ученую степень по психологии?

Сайт кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета:
http://psy-utmn.ru

У нас открыты бакалавриат, магистратура и аспирантура по психологии!
На нашей кафедре Вы можете пройти весь путь - от абитуриента до доктора наук!

 

Для психологов мы обеспечиваем и послевузовскую поддержку и развитие, в том числе в формате Ассоциации организационных психологов Тюменской области.
Официальный сайт Ассоциации: www.оргпсихологи.рф

>>Вернуться на страницу "Автор"

>>Перейти на страницу "Электронные книги"

>>Перейти на страницу "Услуги психолога"

 

>>Перейти на "Главную страницу"

 

 

<<карта сайта>>
<<договор публичной оферты>>
<<QR-код сайта
>>

 
Найти книги и другие материалы здесь:
 

© Авторские права на все материалы сайта и продукцию предлагаемую на сайте защищены.

При использовании материалов сайта и продукции, предлагаемой на сайте
ссылка на автора (В.Е. Лёвкина) и сайт www.orgpsiholog.ru обязательны.