главная страница

электронные книги,
пособия

об авторе, резюме

индивидуальная консультация
у психолога

семинары и тренинги

видео-лекции

научные статьи

контакты

моим студентам

компьютерные программы

программа диагностики корпоративной культуры организации

страница
предложений сайта

услуги

новости сайта

дистанционные курсы

 

  освобождение сознания

 

 


ЗАКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИЮ (ОТЗЫВ)

для дошкольных, общеобразовательных, высших, дополнительных и других образовательных и воспитательных учреждений

 

 

 

 

Получите 7 писем - сделайте 7 шагов к управлению собой!
Бесплатный мини-курс:
 

Семь трагических ошибок самоменеджмента
или
что реально нам мешает управлять собой
 

>>Узнать подробнее.
>>Скачать 7 писем разом.

>>Посмотреть отзывы. 

 

Выходные данные статьи (ВАК, РИНЦ):
Лёвкин В.Е. Современная социальная система как контекст психологического заказа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6. С. 114-138.

Ссылка на PDF-версию статьи (с сайта журнала).

УДК 130.2

Современная социальная система как контекст психологического заказа

 

Лёвкин Вадим Евгеньевич

Кандидат философских наук, доцент,

Институт психологии и педагогики

Тюменского государственного университета;

 

Аннотация

Показан современный социальный контекст психологического заказа, особенности экстеропсихики – актуально внешней части психики, существующей в форме общественных отношений в которых участвует человек. С момента рождения человека и до самой его смерти социальное содержание интериоризуется в форму высших психических функций, а значит развитие человека и решение по-настоящему важных индивидуальных и социальных проблем немыслимо без развития общества, без его осознанного проектирования. Раскрывается ожидаемая роль психологов в актуальном социальном контексте.

 

Для цитирования в научных исследованиях

Лёвкин В.Е. Современная социальная система как контекст психологического заказа // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6. С. 114-138.

 

Ключевые слова

Экстеропсихика, психологический заказ, социальный контекст, элитаризм, денежная система, рабство, роль психолога.

 

Проблема и метод

Научный подход к решению действительно значимых для людей проблем предполагает выявление и устранение причин этих проблем. Действительно значимые проблемы – это прежде всего войны, насилие, голод, болезни, нищета, низкая продолжительность жизни, слабая защищенность от техногенных аварий, стихийных бедствий и экологических угроз, отсутствие свободного времени на самообразование и воспитание детей. Индивидуальные, семейные, групповые и общечеловеческие трудности и проблемы, с которыми сталкиваются люди, возникают в контексте существующих общественных отношений. Какова же специфика этого контекста? В какой части само устройство общественной жизни ответственно за возникновение индивидуально и социально значимых проблем людей? Ответы на эти вопросы необходимы для того, чтобы обоснованно выбрать направление, в котором следует проектировать развитие системы социальных отношений, структуру продуктивной совместной деятельности людей. Научный подход – это честный поиск причин, без отсылок к предрассудкам или частным мнениям о том, что возможно или реально воплотимо. Если перечисленные проблемы совместной жизни значимы (а есть ли еще более значимые для людей проблемы, чем указанные выше?), то совершенно необходимо выявлять их причины, находить (или создавать) методы, позволяющие влиять на эти причины и устранять порождаемые ими трудности.

 «В гуманитарных науках предметная область двойственна. С одной стороны, она – совокупность знаков, с другой же, это – экзистенциальный опыт исследователя как субъекта, позволяющий ему интерпретировать знаки в контексте цивилизации» [Павлов, 2014, 106]. В настоящей работе с опорой на методологию деятельностного подхода в отечественной психологии и философии (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие их последователи) само устройство социальной системы и содержание совместной жизни людей рассматривается как устройство и содержание актуально внешней части психики (т. е. экстеропсихики) людей, составляющих данную общность в данном контексте цивилизации. И в первую очередь, «в глазах индивида, переживающего цивилизацию как качество своей личности, она выступает всей совокупностью общезначимых норм его социальной культуры» [Павлов, 2012, 20]. Ключевые характеристики современной социальной системы мы раскроем через три предельно взаимосвязанных и нормообразующих условия, в которых социализируется индивид.

 

Условие 1. Элитаризм

Неопровержимый доказанный экономистами факт состоит в том, что основные финансовые и реальные ресурсы Земли сосредоточены в руках относительно небольшой группы лиц – владельцев мировых банков и транснациональных корпораций [Vitali, Glattfelder, Battiston, 2011; Катасонов, 2013; Колеман, 2010]. «Подавляющее большинство не имеет практически ничего, в то время как самый богатый 1% накопил 43% мировых богатств. <…> 300 самых состоятельных людей на Земле владеют таким же богатством, что и беднейшие 3 миллиарда человек…» [The cost of inequality, 2013, www].

Установлено, что в наше время наблюдается беспрецедентный в истории уровень социального неравенства: французский экономист Томас Пикетти, автор бестселлера об экономическом неравенстве «Капитал в XXI веке», отмечает, что уровень неравенства в США сегодня выше, чем в Древнем Риме, в царской России, в современном Египте, Тунисе или Йемене, и даже выше, чем во времена рабства в колониальной Америке [Piketty, 2014]. А согласно отчету Credit Suisse Global Wealth 2014, страной с самым высоким уровнем неравенства является Россия: 111 российских миллиардеров контролируют 19 % богатства страны [Самый высокий уровень…, 2014].

Монополия на ресурсы позволяет финансово-промышленной элите делать следующее.

1. Захватывать, контролировать реальные ресурсы: территории (в т. ч. целые страны), производства, недвижимость, полезные ископаемые и т. д. Уже не является секретной технология так называемых «оранжевых революций», активно применяемая с пятидесятых годов 20-го века по всему миру[1].

2. Регулировать тематику научных исследований посредством грантов так, чтобы ресурсы оставались их эксклюзивным правом (в частности, поддерживается негласный запрет на исследования в области свободной, автономно получаемой энергии; действуют антинаучные по смыслу комиссии по лженауке, в т. ч. в России – существует с 1998 года, учреждена РАН. Что научно, а что ненаучно, должно определять все научное сообщество, цивилизованными методами – цитированием, воспроизведением и внедрением результатов или, наоборот, критикой, опровержением публикаций лжеученого; этот вопрос не может решать какая-либо группа лиц, взявших на себя право «верховного суда Истины»).

3. Запрещать использование новейших технологий, что позволяет поддерживать систему централизованного и монетарного распределения ресурсов, посредством: а) скупки и «заморозки» патентов (в этом случае лицензии на воплощение запатентованных изобретений не выдаются); б) посредством создания искусственных экономических и бюрократических препятствий экспертизы и патентования изобретений; в) с помощью угроз, преследования, избиений и даже прямой расправы над изобретателями (например, сброшен с крыши известнейший физик, создатель самораскручивающегося двигателя, Стефан Маринов; отравлен изобретатель сверхэффективного резонансного электролиза и двигателя на воде Стенли Миллер; убит создатель бестопливного электрогенератора Лестор Дж. Хендершот и мн. др.[2]).

4. Управлять занятостью людей – люди работают с утра до ночи, многие на нескольких работах, чтобы оплачивать еду, кров, выплачивать банкам проценты по ипотеке, образовательному кредиту, машине и т. д. В абсолютном большинстве люди не обладают достоверной информацией о том, какие потрясающие технологии принципиально доступны уже с конца XIX века (включая беспроводной телефон и беспроводное электричество, что доказано на примере подтвержденных патентами разработок Н. Стабблфилда и Н. Тесла), но внедрение которых десятилетиями сдерживается с целью контроля занятости населения, получения сверхприбылей от продажи природных ресурсов, сохранения уже существующих каналов получения прибыли и т. д. Уровень имеющихся технологий позволяет обеспечить всех людей на планете бесплатным и комфортным жильем, безопасными средствами передвижения, лучшим медицинским обслуживанием, экологически чистыми продуктами питания, лучшим образованием и возможностями для самореализации [Фреско, Медоуз, 2002; Фреско, 2007; Brynjolfsson, McAfee, 2014].

5. Контролировать систему образования – создавать «марионеток» с помощью «педагогической усидчивости» и «трансляции постулатов» [Базарный, 2012; Гатто, 2006; Лёвкин, 2014; Катющик, 2009], посредством политических средств, утверждая одни образовательные технологии и сдерживая другие, технологиями информационной войны искажая научные данные и создавая «фейки» (обманки) изобретений, отвлекая и запутывая активные умы.

6. Навязывать потребительский образ жизни – «культ потребления» и «жизни во сне удовольствий и социального признания», обеспечивающий немотивированный спрос, гедонистскую пассивность и эгоистические амбиции; применяя известный с 1932 года метод запрограммированного (запланированного) устаревания техники и товаров вообще [Bulow, 1986], обеспечивающий новые продажи и новые кредиты.

7. Поддерживать социальную разобщенность (разделение на страты и страны, в то время как для финансово-производственной элиты границы между странами уже давно не существуют, а есть сферы влияния и подконтрольные территории). Социальная разобщенность – одна из ключевых характеристик экстеропсихики на протяжении последних веков, проявляющаяся в отчуждении, отвержении, взаимном исключении людей из своего жизненного пространства и пространства ценностей, создающая основу для манипулятивных в своей сущности политических отношений.

Люди не осознают того, что социальное устройство – это экстеропсихика, т. е. внешняя часть их собственной психики, не отдают себе отчета в том, как работают процессы интерио-экстериоризации, определяющие операциональную границу между внешним и внутренним. Возникающие вследствие разобщенности политические отношения закономерно приводят к централизации власти и дальнейшему усилению процессов разобщения людей. Дж. Агамбен, глубочайше исследовавший в своих произведениях феномен власти, в работе «Чрезвычайное положение» показывает, как происходит централизация власти, как исполнительная власть механизмами ввода «чрезвычайного положения» незаметно отбирает власть у законодательной и постепенно замыкает все виды власти на себе [Агамбен, Homo sacer. Чрезвычайное …, 2011].

Политические отношения в своей сущности устремлены к централизации политической власти так же, как и в сфере экономических отношений конкурентные отношения приводят к концентрации власти экономической (прежде всего – финансовой) – через поглощения и глобализацию экономик. Политическая и финансовая власти далее концентрируются в одну, которая в конечном счете стремится к предельной власти над жизнью людей и всей планеты.

Политические и финансовые отношения лишь оформляют, делают наблюдаемым процесс развертки смысла разобщения, который удерживается вниманием людей, вниманием, настроенным с помощью эгоистичных, незрелых ценностей. Логически конечной формой этой развертки может быть только смерть большинства ради меньшинства, обладающего властью[3]. В книге «Суверенная власть и голая жизнь» Дж. Агамбен очень емко формулирует основания политической власти: «Первоначально в основе политических отношений лежит отвержение или исключение (чрезвычайное положение как пространство неразличения между внешним и внутренним, исключением и включением)» [Агамбен, Homo sacer. Суверенная…, 2011, 230].

Говоря в терминах психонетики [Бахтияров, 2010], нам нужна другая настройка внимания, с помощью гуманистических ценностей, характерных для психически зрелой личности с активным сознанием. Необходимо, через сферу образования и СМИ, зафиксировать и свернуть смысл разобщения и позволить смыслу единства разворачиваться во все многообразные формы конструктивных социальных процессов, изменяя устройство общества, его социальные институты и механизмы. В первую очередь – механизмы обмена ресурсами, которые должны мыслиться в ракурсе развертки смысла единства уже как механизмы совместного использования ресурсов, а не обмена ресурсами. Современная денежная система, как исторически главный механизм обмена ресурсами, благодаря введенной в Средние века частной собственности на деньги (деньги стали законным товаром), давно перестала быть собственно механизмом обмена ресурсами и стала в полном смысле механизмом захвата ресурсов. Превращение денег в товар – также следствие централизации власти, а еще глубже – следствие развертки в феноменах социальной жизни смысла разобщения людей.

Любые попытки отдельных личностей и общностей выйти из мировой долговой ростовщической системы созданием собственных денег без функции товара пресекаются, как «неконституционные» (в Конституции содержится явный запрет на введение любых других денег – ст. 75, п. 1 Конституции РФ).

В 1931 году в немецкой деревне Шваненкирхен (Schwanenkirchen) для возрождения угольной шахты стали использовать «гезеллевские деньги»[4] частную валюту под названием «вара». Эта валюта планомерно обесценивалась, для поддержания платежеспособности наличности держатели были обязаны платить сбор, что ограничивало возможность использования этой валюты для накоплений и стимулировало товарообмен. Эксперимент «Вара» в Шваненкирхен был запрещен 30 октября 1931 года министерством финансов Германии.

Годом позже, в 1932 году, бургомистр австрийского города Вёргль Михаель Унтергуггенбергер, также опираясь на труды экономиста Сильвио Гезелля, спас город от разорения и безработицы, введя «Подтверждения о выполненной работе» номиналом 1, 5 и 10 шиллингов. Город воскрес, за год безработица упала на 25 %, резко возросла производительность, построили новые дороги. Изменения называли не иначе как «экономическим чудом», опытом заинтересовались более 300 общин в Австрии, и Центробанк Австрии уже в 1933 году запретил выпуск «Подтверждений» (последовавшая длительная тяжба и многочисленные обжалования не привели к снятию запрета) [Рихтер, 2014].

В России, в башкирском поселке Шаймуратово экономист и общественный деятель Рустам Давлетбаев, заместитель председателя местного колхоза Артура Нургалиева, решил повторить экономическое чудо города Вёргль. Благодаря введению в обращение своих «гезеллевских денег» – товарных талонов (в народе – «шаймуратиков») в 2010 году был спасен от банкротства колхоз (часть зарплаты выдавалась в «шаймуратиках», они принимались в магазине наравне с рублями, ими можно было расплатиться за пиломатериалы, такси и т. д. по всему району)[5].

Последним ярким российским примером является суд, прошедший 3 июня 2015 года, над М. Шляпниковым (фермером деревни Колионово, что восточнее подмосковного города Егорьевска), выпустившим свои собственные деньги – «колионы» – по названию деревни. На купюрах написано: «Билет является собственностью казны Колионово. Не подлежит инфляции, девальвации, стагнации и прочей фальсификации. Не является средством обогащения и спекуляции. Обеспечен собственными ресурсами Колионово. За подделку можно и того...». Напечатанные на принтере деньги (печать односторонняя, без специальных степеней защиты) с удовольствием использовали между собой друзья, коллеги и знакомые фермера [Прокуратура РФ…, 2015].

В России в последние десятилетия были в обращении рубль Шпицбергена (рубль «Арктикугля»), татарстанские купоны, татарстанские социальные чеки, татарстанские жетоны («хлебный», «коммунальный», «бензиновый»), кубанский талон, хакасский рубль, суррогатные деньги Карелии, а также были попытки выпуска уральских франков, немцовок, чеченского нахара и др.

В настоящее время различные региональные валюты (не везде в точном смысле «гезеллевских денег») эффективно используются в США («Итакский час» и др.), Канаде, Австралии, Великобритании, Германии, Австрии, Швейцарии, Южной Африке, Кении, Бразилии, Аргентине, Японии, Малайзии, Индонезии, Гонконге, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Нидерландах, Испании, Италии и в других странах.

Несмотря на судебное преследование всех, кто пытается выпускать «свободные от процентов деньги», частные банки в России самостоятельно выпускают безналичные деньги, используя лазейку в законах, что полностью подтверждает наличие финансово-промышленного элитаризма и правового неравенства.

Евгений Волобуев, на странице Открытой электронной газеты, пишет: «Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) в статье 4 весь пафос Конституции РФ об исключительном праве на эмиссию денег Центробанком РФ сводит к заявлению: «Банк России выполняет следующие функции: 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». А где выпуск безналичных денег? Об их выпуске нет ни слова, как будто бы безналичные деньги не существуют в природе. <…> Но здесь оказывается, что выпускать деньги лучше всего частным банкам. Закон 86-ФЗ приоткрывает именно перед частными банками прямую лазейку для выпуска денег в статье 65: «Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы)». То есть федеральный закон здесь как бы предлагает частным банкам создавать деньги. Денег в банке нет, но давать деньги в кредит можно?! И частные банки откликнулись на это предложение, нарисовав на своих счетах, на сегодня, под тысячу триллионов безналичных рублей. Это при официально объявленными выпущенными Центробанком РФ 18,5 триллионами рублей, при бюджете РФ в 10 триллионов рублей?» [Волобуев, Кто..., 2011; см. так же: Гельман, Фальсификация…, 2014, www; см. также Гельман, Центробанк…, 2014].

Кроме ярко выраженного финансово-промышленного элитаризма, современное общество характеризуется ростовщической системой денежных отношений, социально-психологические, экономические и культурные последствия которой в полном смысле чудовищны.

 

Условие 2. Денежная система

Современная социальная система структурирована и конституируется денежными отношениями, в результате чего с ног на голову становится система ценностей: прибыль оказывается важнее жизни человека, важнее его физического и душевного здоровья, в то время как нужны не деньги, а безопасность, еда, кров, здоровье, электричество, средства связи, транспорт, доступ к информации, инструменты и материалы, освоение нового и т. п. Эта простая, но ретушируемая в финансовой системе истина не является новой – уже в 1900 году, в фундаментальной работе «Философия денег», Г. Зиммель писал о разрушительном влиянии денежной системы на поведение и сознание человека, о последствиях в виде «деформации разума», отчуждения людей друг от друга, «овеществлении» человеческих отношений и обесценивании культуры. О существенной роли денежной системы в отчуждении человека (в т. ч. и от себя самого) писали и К. Маркс, Э. Фромм, Й.С. Гезелль и мн. др.

При этом основной инструмент финансового обогащения – ссудный процент – по сути является обманом. Взимание ссудного процента еще 500 лет назад в большинстве развитых стран (в Западной Европе, на Руси, в Китае, Индии, арабских странах) каралось только одним способом – смертью [Катасонов, 2013, 525]. Как хорошо известно психологам и людям, умудренным опытом, – ложь разрушает отношения и личность самого лгуна. Его самого – поскольку лгуну приходится оправдывать себя, свои поступки и верить в придуманные им оправдания, таким образом постепенно все больше утрачивая связь с реальностью. Еще Аристотель писал о том, что деньги ни в коем случае не должны иметь собственника или становиться товаром: «С полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег» [Аристотель, 1983, 395].

«Ростовщики (банкиры) увеличивали свои капиталы не только за счет процентов от выдачи ссуд за счет собственного капитала (как это было на протяжении всей предыдущей истории ростовщичества). Эффективность ростовщичества возросла многократно за счет того, что банкиры добились легализации неполного покрытия своих обязательств по депозитным операциям и, таким образом, получили возможность «делать деньги из воздуха». Для истории капитализма эта легализация была самой настоящей революцией – «денежной революцией» [Катасонов, 2013, 530].

Монетарная система (использование денег в качестве посредника в обмене ресурсами) однажды возникла как самая настоящая инновация, которая позволила создать механизмы обмена ресурсами в условиях дефицита и отсутствия эффективных логистических технологий учета и распределения ресурсов. Однако за сотни лет эта инновация (во многом благодаря легализации ростовщичества) превратилась в мощнейший инструмент разобщения людей, привела к глобальным негативным последствиям, таким как искусственно поддерживаемые дефицит, бедность, социальные страты, потребительство, искусственно создаваемые войны, разрушение экосистем и т. д.[6]

Жизнь в обществе, структурированном денежными отношениями, привела к подмене ценностей в деятельности людей, организаций и целых отраслей – ценность «прибыли» для компаний по определению важнее ценности «человека», важнее реального производимого для людей полезного результата, что, в свою очередь, обуславливает дальнейшие смысловые подмены в осуществлении основных функций всех без исключения социально-экономических институтов в сферах производства, науки, образования, медицины, культуры, искусства [Вылегжанина, Лёвкин, 2014]. Известный промышленник Генри Форд говорил: «Довольно неплохо, что наш народ не понимает, как работают банковская и денежная системы. Если бы они понимали, то еще до завтрашнего утра свершилась бы революция»[7].

Каждый человек, рождаясь в современном обществе, вовлекается в монетарные процессы производства и потребления и не может в одиночку отказаться от денежной системы или игнорировать ее, а попытки коллективного немонетарного хозяйствования недолговечны, поскольку такие хозяйства не могут являться замкнутой системой, и увечны, поскольку без технологий высокого уровня превращают жизнь людей в таких общинах в непрерывную борьбу за выживание. При этом монетарная система в текущих условиях активно препятствует внедрению новшеств, существенно повышающих уровень и качество жизни всех людей на планете [Вылегжанина, 2015].

Результатами подмены ценностей становятся:

1)    войны (антигуманные политические игры с целью получения прибыли и контроля);

2)    преступность (~ 90 % всех преступлений – ради денег или из-за их отсутствия);

3)    дистресс населения (жизнь в постоянном напряжении базовых потребностей – реальная озабоченность выживанием);

4)    низкий общий уровень сознания и общего здоровья населения (нет времени, а также интеллектуальных ресурсов на самообразование, на воспитание и развитие своих детей).

Ясно, что деньги не должны быть товаром. Несмотря на то, что запретить ростовщичество сегодня необходимо, но вряд ли быстро удастся (из-за высокой концентрации и слияния финансовой и политической власти), необходимо вести просветительскую работу, направленную на то, чтобы люди видели то, как в действительности устроена система и почему ее необходимо менять. Если бы «гезеллевские деньги» были законодательно разрешены, то в кратчайшие сроки это позволило бы качественно оздоровить не только экономику, но и человеческие отношения.

Социально-экономические эксперименты с «гезеллевскими деньгами» в немецкой деревне Шваненкирхен, в австрийском городе Вёргль, в американском городе Итака, в башкирском поселке Шаймуратово, в подмосковной деревне Колионово, в Швейцарии (где с 1934 года и до сих пор действует швейцарский WIR, местные деньги хозяйственно-рыночного кооператива, насчитывающего 62 тысячи участников и обеспечивающего ежегодный оборот в эквиваленте 1 млрд 650 млн швейцарских франков)[8] и других местах показывают, что реальная экономика (производительность, товарооборот, сотрудничество) начинает стремительно расти, отношения между людьми становятся более конструктивными и сплоченными, люди раздают долги, и, что особенно важно, восстанавливается система ценностей. Экономист Рустам Давлетбаев (автор эксперимента в Шаймуратово) с гордостью отмечает социально-психологический эффект инновации: «За 8 месяцев эксперимента люди перестали фиксироваться на деньгах, они стали понимать, что им на самом деле нужно»[9]. Подобные эксперименты – это настоящие психологические эксперименты, из предмета которых экстеропсихика не исключена, поэтому и последствия таких экспериментов могут быть действительно значимыми для людей, а результаты – воплотимыми в реальной жизни. К сожалению, государственная машина в Германии, Австрии и в России неизменно встает на сторону финансовой элиты и через суд запрещает использовать свободные от процентов деньги.

И все же, несмотря на оздоровление человеческих отношений и экономики через устранение ссудного процента – это далеко не все, на что способна цивилизация на сегодняшнем уровне технологий. С процентами или без, деньги остаются воплощенной разобщенностью между людьми. Однако «гезеллевские деньги» могли бы стать реальным средством перехода от монетарной экономики к «ресурсо-ориентированной экономике» (термин Жака Фреско) без денег вообще, где механизмом взаимного использования ресурсов выступает не искусственно созданный посредник в виде условных единиц, а высокотехнологичные средства логистики (мониторинга, выработки, доставки, переработки и т. д.), позволяющие устранить посредника между человеком и необходимыми ему для жизни и творчества ресурсами. Современная банковская инфраструктура могла бы эффективно использоваться в качестве основы для построения глобальной логистической системы.

 

Условие 3. Рабство

Как следует назвать социальный контекст, то положение, в котором люди:

1)      по сути, не распоряжаются своим временем;

2)      ограничиваются в возможностях передвижения по планете;

3)      ограничиваются в получении достоверной информации и образования;

4)      ограничиваются в получении необходимой медицинской помощи;

5)      снабжаются опасными для здоровья продуктами питания;

6)      вынуждены использовать крайне опасный для жизни транспорт;

7)      могут быть насильно отправлены на войну убивать таких же, как они;

8)      вынуждены подчиняться тем, кто совершенно ничего не производит (политикам, чиновникам, банкирам, а также «завладельцам» природных ресурсов);

9)      вынуждены конкурировать, как будто конкуренция лучше решает проблемы, чем сотрудничество [Вылегжанина, 2014];

10) в обмен на производящий реальные блага труд получают «эквивалент» (денежные знаки), ценность которого не определена фиксированным количеством реальных благ.

Не будет преувеличением сделать вывод о том, что современным контекстом психологического заказа (контекстом нашей жизни) является тотальное рабство. Как и столетия назад, финансово-промышленные элиты работают по принципу «разделяй и властвуй» (механизмами работы этого принципа являются ростовщический процент, банковское частичное резервирование, кредиты, конкуренция, социальные страты и «лифты», культивируемые границы стран и наций, войны и другие способы разобщения людей). Современная социальная система поддерживается разобщенностью, где деньги играют роль воплощенной разобщенности людей.

Профессор В.Ю. Катасонов убедительно показывает, как денежная цивилизация создала новую систему рабства (налогового и долгового), более эффективную, чем традиционный рабовладельческий строй. Ключевой фигурой капитализма являются финансисты-ростовщики, создатели мировых банков, с помощью обмана порабощающих экономики национальных государств. «Трансформация общества в «денежную цивилизацию» привела к «смерти» настоящей («естественной») экономики, понимаемой как производственная деятельность, преследующая цель удовлетворения естественных потребностей человека» [Катасонов, 2013, 10].

Как и многие другие исследователи, В.Ю. Катасонов приходит к выводу, что денежная система должна быть устранена полностью. «Рыночная экономика» нацелена не на производство товаров и услуг, удовлетворяющих естественные потребности человека, а на перераспределение существующего богатства в пользу одной части общества за счет другой его части» [там же, 11]. «В длительной перспективе происходит убывание совокупного богатства всего общества», происходит «относительное и абсолютное обнищание» подавляющей части общества; в силу указанного выше сосредоточения богатства ростовщики приобретают неограниченную власть над человечеством» [там же, 12]; «если каждый студент уяснит истинную сущность «рыночной экономики», то в дальнейшем ростовщикам и прочим капиталистам обеспечивать неэквивалентный обмен с помощью силы и обмана будет крайне сложно» [там же, 12].

Элитаризм и рабство – это один и тот же социальный строй, а войны и конфликты являются неизбежным следствием этого строя, проявляясь на всех уровнях общественной жизни – от коммунальных отношений между соседями по подъезду до организаций и целых стран. Современные элитаризм и рабство – это две стороны одной монетарной системы, существующей благодаря эгоистичному сознанию психически незрелого человечества. Обозначение «демократия» не должно вводить в заблуждение. «Тезис о глубинной солидарности между демократией и тоталитаризмом», отстаивает Дж. Агамбен [Агамбен, Homo sacer. Суверенная…, 2011, 18], показавший, что централизация власти неизбежно приводит к тоталитаризму, в котором общество превращается в лагерь, как «пространство, возникающее тогда, когда чрезвычайное положение превращается в правило» [там же, 214]. «Именно лагерь, а не город сегодня является биополитической парадигмой Запада» [там же, 230].

Таков социальный контекст психологического заказа. Таковы особенности современной экстеропсихики. Именно это социальное содержание интериоризуется в форму высших психических функций каждого следующего поколения людей.

 

Таблица 1.

Роль психологов в социальной реальности

 

Чем занимаются психологи

Чего люди ждут от психологов

Направленность

Постановкой задач психологической практики, психологи, по факту, обслуживают существующую античеловечную и рабскую по своему существу конкурентную и ростовщическую социальную систему, в которой прибыль и власть ценнее жизни и развития человека.

Помощи в управлении своей жизнью через освобождение индивидуальности, сознания и изменение системы своей жизни, с помощью взгляда на мир вне системы (над ней).

Отношение
к развитию
человека

Ориентацией (изучаемой проблематикой) и даже методологией научных исследований («культ исчисления корреляций») психологи констатируют и, фактически, поддерживают психическую немощь «среднего человека», де-факто поддерживают депрессивную (подавляющую сознательную активность и волю) социальную систему.

Помощи в фундаментальном развитии психических функций, в пробуждении субъектной активности и независимости. Люди хотят быть мудрее и могущественнее. И в самих психологах желают видеть пример этому.

Общий
вывод

Психологи работают с «проблемами-следствиями» («симптомами»), т. е. помогают людям приспособиться, а не развиваться и по факту выполняют «заказ власти, финансово-промышленной элиты».

Люди ожидают помощи в устранении «проблем-причин» («системообразующих проблем»), в побуждении к самосовершенствованию, в раскрытии личностных ресурсов в просоциальном направлении.

Люди ожидают непосредственного участия психологов в социоконструировании, в изменении условий формирования экстеропсихики, например, системы образования.

С момента определения психологии в статус самостоятельной науки, мы, психологи, помогаем людям приспособиться к существующей античеловечной, регрессивной и рабской по своему существу разобщающей социальной системе, основанной на финансовой власти элиты, а значит, по факту, обслуживаем ее (см. табл. 1). В актуальной общественной системе прибыль и власть ценнее человека, в то время как уже есть модели социального устройства, не идеальные (таких не бывает), но многократно превосходящие по разумности и проработанности существующую социальную реальность.

В первую очередь, это проект «Венера» (ресурсо-ориентированная экономика) – разработанный основателем социокибернетики, конструктором, изобретателем, промышленным дизайнером Жаком Фреско[10] (thevenusproject.com) и проект «Процветание», созданный известным общественным деятелем Фостером Гэмблом[11] (thrivemovement.com). Существуют и другие, во многом комплементарные указанным, общественные движения, прорабатывающие значимые аспекты «разумного общества». Например, заслуживает пристального внимания проект Я.П. Старухина «Глобальная волна» (globalwave.tv), популяризирующий инновационные изобретения и призванный, кроме прочего, объединить усилия инженеров-изобретателей с целью создания экологически чистого и доступного всем в быту источника электроэнергии. Значимой и перспективной является работа проекта «Научный трибунал», физика В.Г. Катющика, отстаивающего научный метод и ведущего серьезную просветительскую работу, нацеленную на пробуждение логики мышления людей[12].

С логической точки зрения, социальное устройство должно проектироваться или не должно проектироваться? Третьего не дано. Автомобиль должен проектироваться или не должен проектироваться? Мы можем построить безопасный, комфортный, быстрый и надежный автомобиль наугад? Разве социальное устройство является менее ответственной областью, чем автомобилестроение? Или социум настолько просто и гармонично устроен, что его можно не проектировать? Недальновидно и безнравственно проектировать социум так, чтобы лишь одно место в нем было комфортным и безопасным, как это делалось до сих пор [Колеман, 2010]. Если человечество хоть в небольшой степени претендует на разумность, то социальное устройство должно проектироваться, и цели такого проектирования должны быть ясными, а критерии успешности – понятными и открытыми.

 

Заключение

Мир без войн, без политики, без тюрем, без голода, без денег, с лучшим медицинским обслуживанием и образованием для каждого – реален. Настоящие ресурсы (а не денежные знаки) для этого есть. Не нужно иметь научную степень по экономике, чтобы ответить на вопрос: достаточно ли места, материалов и технологий, чтобы в приемлемые сроки построить каждой семье на планете свой дом или квартиру? Когда мы прекращаем мыслить в терминах денег и начинаем мыслить в терминах реальных ресурсов, то вдруг невозможное оказывается возможным, причем в кратчайшие сроки. Современные технологии и материалы позволяют поднять уровень жизни каждого человека выше планки удовлетворения всех без исключения потребностей – от базовых до высших. Ученые, изобретатели со всего мира уже давно создали для этого технологическую и техническую базу [Стребков, 2012; Фреско, Медоуз, 2002; Фреско, 2007; Эффективные технологии…, 2012; Brynjolfsson, McAfee, 2014]. Это значит, что необходимо вести позитивную просветительскую работу, помогать людям осознавать особенности контекста совместной деятельности, формировать общую систему ценностей и фокусировать научный поиск на выявлении и устранении причин действительно значимых проблем.

 

Библиография

1.     Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.

2.     Агамбен Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение. М.: Европа, 2011. 148 с.

3.     Аристотель. Политика. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 832 c.

4.     Базарный В.Ф. Школа возрождения или школа вырождения. М.: Самотека, 2012. 255 с.

5.     Бахтияров О.Г. Активное сознание. Архангельск: Постум, 2010. 274 с.

6.  Волобуев Е. Кто инициирует закон о собственнике выпускаемых денег? // Открытая электронная газета Forum.msk.ru. Опубликовано 13.01.2011 в разделе Экономическая реальность. URL: http://forum-msk.org/material/economic/5222095.html

7.     Вылегжанина А.О. Организация в современной социально-экономической системе: конкурентоспособность или развитие? // В мире научных открытий. 2014. № 11.9 (59). С. 3451-3467.

8.     Вылегжанина А.О. Управление ресурсами социально-экономического развития. Монография. М: Берлин: Директ-Медиа, 2015. 372 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275278

9.     Вылегжанина А.О., Лёвкин В.Е. Фундаментальные причины трудностей инновационного развития современных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: www.science-education.ru/120-16026

10.     Гатто Д.Т. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя. М.: Генезис, 2006. 128 с.

11.     Гезелль Й.С. Естественный экономический порядок. Берлин, 1906. 285 c.

12.     Гельман М. Фальсификация «безналички» // Открытая электронная газета forum-msk.ru. 2014. 02.06. URL: http://forum-msk.org/material/economic/10375326.html

13.     Гельман М. Центробанк РФ – это Банк России или операционная контора Федеральной резервной системы США? // Промышленные ведомости. 2014. № 1. URL: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2612

14.     Зиммель Г. Избранное. Проблемы социологии. СПб.: Университетская книга, 2015. 416 с.

15.     Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». М.: Институт русской цивилизации, 2013. 1072 с.

16.     Катющик В.Г. Гравитационное взаимодействие, основы космологии. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2009. 104 с. URL: http://viictor.razum1.ru/teoria.php

17.     Колеман Дж. Комитет 300. М.: Витязь, 2010. 320 с.

18.     Левкин В.Е. Причины подавленной психической активности личности // В мире научных открытий. 2014. № 11.6 (59). С. 2053-2071.

19.     Павлов А.В. Автор и человек: индивидуальность как предмет гуманитарного исследования // Социум и власть. 2014. № 1 (45). С. 106-114.

20.     Павлов А.В. Цивилизация и межцивилизационная эпоха // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2012. № 3 (11). С. 17-26.

21.     Прокуратура РФ борется с личными деньгами подмосковного фермера. 2015. URL: http://www.kramola.info/vesti/rusy/prokuratura-rf-boretsja-s-lichnymi-dengami-podmoskovnogo-fermera

22.     Рихтер А. Свободные деньги – вариант спасения от банковского рабства. 2014. URL: http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/svobodnye-dengi-variant-spasenija-ot-bankovskogo-rabstva

23.     Самый высокий уровень неравенства – в России // ВГТРК. Вести.ру. 2014. 09.12. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/50499

24.     Стребков Д.С. Перспективы современной энергетики. Расшифровка выступления на конгрессе «Глобальное будущее 2045», 17 февраля 2012 года. URL: http://2045.ru/expert/253.html

25.     Фреско Ж. Проектирование будущего. 2007. URL: https://www.thevenusproject.com/ru/

26.     Фреско Ж., Медоуз Р. Все лучшее, что не купишь за деньги. 2002. URL: https://www.thevenusproject.com/ru/

27.     Эффективные технологии энергообеспечения с использованием возобновляемой энергетики. Перспективные энергосберегающие технологии сельскохозяйственного производства. Инновационные проекты ГНУ ВИЭСХ. Каталог. Изд. 5-е. М.: ГНУ ВИЭСХ, 2012. 200 с. URL: http://viesh.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D0%92%D0%98%D0%AD%D0%A1%D0%A5-2012.pdf

28.     Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. New York: W.W. Norton & Company, 2014. 320 p.

29.    Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence // Quarterly Journal of Economics. 1986. URL: https://faculty-gsb.stanford.edu/bulow/articles/an%20economic%20theory%20of%20planned%20obsolescence.pdf

30.     Piketty T. Capital in the Twenty-First Century. Cambridge, London: Harvard University Press, 2014. 696 p.

31.     The cost of inequality: how wealth and income extremes hurt us all // Oxfam media briefing. 2013. 18 January. URL: https://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/cost-of-inequality-oxfam-mb180113.pdf

32. Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S. The Network of Global Corporate Control // PLoS ONE. 2011. № 6 (10). URL: http://ru.discrete-mathematics.org/spring2014/bachelor/6sem/complex_networks/corporate_control.pdf

 

Modern social system as a context of demand in psychological services

 

Vadim E. Levkin

PhD in Philosophy, Docent,

Institute of psychology and pedagogical sciences,

Tyumen State University,

625007, 5 proezd 9 Maya, Tyumen, Russian Federation;

e-mail: vadimlevkin@orgpsiholog.ru

 

Abstract

This paper investigates modern social context of demand for psychological services, specifics of personal exteropsychic – external part of psychic, existing in the form of social relations, in which a person is involved. From the human’s birth to death, social content interiorizes in form of higher psychic functions. It means that human development and the solving important individual and social problems are impossible without conscious development and constructing society. Basing on these ideas, the author reveals expected role of psychologists in actual social context.

 

For citation

Levkin V.E. (2015) Sovremennaya sotsial'naya sistema kak kontekst psikhologicheskogo zakaza [Modern social system as a context of demand in psychological services]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke [Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being], 6, pp. 114-138.

 

Keywords

Exteropsychic, demand in psychological services, social context, elitarism, monetary system, slavery, role of psychologist.

 

References

 

1.     Agamben G. (2003) Stato di eccezione. Torino: Bollati Boringhieri (Russ. ed.: Agamben Dzh. (2011) Homo sacer. Chrezvychainoe polozhenie. Moscow: Evropa Publ.).

2.     Agamben G. (1995) Homo sacer. Il potere sovrano e la nuda vita. Torino: Einaudi (Russ. ed.: Agamben Dzh. (2011) Homo sacer. Suverennaya vlast' i golaya zhizn'. Moscow: Evropa Publ.).

3.     Aristotle (335-322 B.C.) Politics (Russ. ed.: Aristotel'. (1983) Politika. In 4 vols. Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ.).

4.     Bakhtiyarov O.G. (2010) Aktivnoe soznanie [Active mind]. Arkhangel'sk: Postum Publ.

5.     Bazarnyi V.F. (2012) Shkola vozrozhdeniya ili shkola vyrozhdeniya [Shool of renaissance or school of degenerating]. Moscow: Samoteka Publ.

6.     Brynjolfsson E., McAfee A. (2014) The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. New York: W.W. Norton & Company.

7.     Bulow J. (1986) An Economic Theory of Planned Obsolescence. Quarterly Journal of Economics. Available at: https://faculty-gsb.stanford.edu/bulow/articles/an%20economic%20theory%20of%20planned%20obsolescence.pdf [Accessed 24/10/2015].

8.     Coleman J. (1997) The Conspirators' Hierarchy: The Committee of 300. WIR (Russ. ed.: Koleman Dzh. (2010) Komitet 300. Mocow: Vityaz' Publ.)

9.     Effektivnye tekhnologii energoobespecheniya s ispol'zovaniem vozobnovlyaemoi energetiki. Perspektivnye energosberegayushchie tekhnologii sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva. Innovatsionnye proekty GNU VIESKh. Katalog [Energy efficient technologies using renewable energy. Advanced energy-saving technologies in agricultural production. Innovative projects in GNU VIESH. Catalog]. 5-th ed. Moscow: Viesh Publ. Available at: http://viesh.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D0%92%D0%98%D0%AD%D0%A1%D0%A5-2012.pdf [Accessed 20/10/2015].

10.     Fresco J. (1969) Looking Forward. A.S. Barnes & Company (Russ. ed.: Fresko Zh. (2007) Proektirovanie budushchego. Available at: https://www.thevenusproject.com/ru/).

11.     Fresco J., Meadows R. (2002) The best that money can't buy. Venus, Fla.: Global Cybervisions. (Russ. ed.: Fresko Zh., Medouz R. (2002) Vse luchshee, chto ne kupish' za den'gi. Available at: https://www.thevenusproject.com/ru/).

12.     Gatto J.T. (1992) Dumbing Us Down: The Hidden Curriculum of Compulsory Schooling. New Society Publishers (Russ. ed.: Gatto D.T. (2006) Fabrika marionetok. Ispoved' shkol'nogo uchitelya. Moscow: Genezis Publ.).

13.     Gelman M. (2014) Fal'sifikatsiya ‘beznalichki’ [Falsification of ‘non-cash’]. Available at: http://forum-msk.org/material/economic/10375326.html [Accessed 24/09/2015].

14.     Gelman M. (2014) Tsentrobank RF – eto Bank Rossii ili operatsionnaya kontora Federal'noi rezervnoi sistemy SShA? [Is the Central Bank of the Russian Federation the Bank of Russia or the operating office of the USA Federal Reserve System?] Promyshlennye vedomosti [Industrial statements], 1. Available at: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=2612 [Accessed 24/09/2015].

15.     Gesell J.S. (1916) Die natürliche Wirtschaftsordnung durch Freiland und Freigeld. Selbstverlag: Les Hauts Geneveys.

16.     Katasonov V.Yu. (2013) Kapitalizm. Istoriya i ideologiya ‘denezhnoi tsivilizatsii’ [Capitalism. History and ideology of ‘monetary civilization’]. Moscow: Institut russkoi tsivilizatsii Publ.

17.     Katyushchik V.G. (2009) Gravitatsionnoe vzaimodeistvie, osnovy kosmologii [Gravitational interaction, basics of cosmology]. Abakan. Available at: http://viictor.razum1.ru/teoria.php [Accessed: 11/10/2015].

18.     Levkin V.E. (2014) Prichiny podavlennoi psikhicheskoi aktivnosti lichnosti [Reasons of depressed personal psychological activity]. V mire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discoveries], 11.6 (59), pp. 2053-2071. Available at: http://orgpsiholog.ru/prichiny-podavlennoy-activnosti.htm [Accessed 11/10/2015].

19.     Pavlov A.V. (2012) Tsivilizatsiya i mezhtsivilizatsionnaya epokha [Civilization and intercivilization era]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya [Herald of Perm university. Philosophy. Psychology. Sociology], 3 (11), pp. 17-26.

20.     Pavlov A.V. (2014) Avtor i chelovek: individual'nost' kak predmet gumanitarnogo issledovaniya [Author and human: individuality as a subject of humanitarian research]. Sotsium i vlast' [Socium and power],1 (45), pp. 106-114

21.     Piketty T. (2014) Capital in the Twenty-First Century. Cambridge, London: Harvard University Press.

22.     Prokuratura RF boretsya s lichnymi den'gami podmoskovnogo fermera [The Prosecutor's office of the Russian Federation is struggling with personal money of a farmer near Moscow]. (2015). Available at: http://www.kramola.info/vesti/rusy/prokuratura-rf-boretsja-s-lichnymi-dengami-podmoskovnogo-fermera [Accessed 17/10/2015].

23.     Richter A. (1983) Das Wirtschaftswunder von Wörgl. Arbeit und Wirtschaft, 3, S. 14-15 (Russ. ed.: Rikhter A. (1983) Svobodnye den'gi – variant spaseniya ot bankovskogo rabstva. Available at: http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/svobodnye-dengi-variant-spasenija-ot-bankovskogo-rabstva).

24.     Samyi vysokii uroven' neravenstva – v Rossii [The highest level of inequality is in Russia] (2014). Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/50499 [Accessed 20/10/2015].

25.     Simmel G. (1908) Soziologie. Leipzig: Duncker & Humblot (Russ. ed.: Zimmel' G. (2015) Izbrannoe. Problemy sotsiologii. SPb: Universitetskaya kniga Publ.).

26.     Strebkov D.S. (2012) Perspektivy sovremennoi energetiki. Rasshifrovka vystupleniya na kongresse ‘Global'noe budushchee 2045’, 17 fevralya 2012 goda, Moskva [Prospects of modern energy. Decryption of speech at the congress ‘Global Future 2045’, February 17, 2012, Moscow]. Available at: http://2045.ru/expert/253.html [Accessed 20/10/2015].

27.     The cost of inequality: how wealth and income extremes hurt us all (2013). Oxfam media briefing. Available at:  https://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/cost-of-inequality-oxfam-mb180113.pdf [Accessed 24/09/2015].

28. Vitali S., Glattfelder J.B., Battiston S. (2011) The Network of Global Corporate Control. PLoS ONE, 6 (10). Available at: http://ru.discrete-mathematics.org/spring2014/bachelor/6sem/complex_networks/corporate_control.pdf [Accessed 27/09/2015].

29.  Volobuev E. Who initiates the law on the owner of the issued money? // The open electronic newspaper Forum.msk.ru. Published on 1/13/2011 in the section Economic reality. URL: http://forum-msk.org/material/economic/5222095.html

30.     Vylegzhanina A.O. (2014) Organizatsiya v sovremennoi sotsial'no-ekonomicheskoi sisteme: konkurentosposobnost' ili razvitie? [The organization in the modern social and economic system: competitiveness or development?]. V mire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discoveries], 11.9 (59), pp. 3451-3467.

31.     Vylegzhanina A.O. (2015) Upravlenie resursami sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Management of resources of socio-economic development]. Moscow, Berlin: Direkt-Media Publ., 2015. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275278 [Accessed 15/10/2015].

32.     Vylegzhanina A.O., Levkin V.E. (2014) Fundamental'nye prichiny trudnostei innovatsionnogo razvitiya sovremennykh organizatsii [Fundamental reasons of innovative development problems in modern organizations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 6. Available at: www.science-education.ru/120-16026 [Accessed 11/10/2015].

 


horizontal rule

[1] Задокументированные на видео свидетельства очевидцев и участников событий показаны в фильме «Глобальный сценарий» второй части документальной трилогии «Дух Времени» (Zeitgeist) (2007-2011, www.zeitgeistmovie.com; режиссер фильма: Питер Джозеф); все три части фильма с переводом на русский язык: https://youtu.be/L0PZIN0lRCU

[2] Задокументированные на видео свидетельства очевидцев и участников событий показаны в многосерийном научно-популярном фильме «Энергия из вакуума» (2006-2011, www.energyfromthevacuum.com; режиссер фильма: Энтони Дж. Крэддок; гл. ведущий в фильме: физик, подполковник армии США в отставке Том Бирден). Первая серия фильма с переводом на русский язык: https://youtu.be/hqc-BFh7FZE

[3] Уже в римском праве власть означала прежде всего власть над жизнью – возможность и право убивать других людей.

[4] «Гезеллевские деньги», или, как их называл сам Й.С. Гезелль, «свободные деньги» (Freigeld) – это знаки, обеспеченные реальным трудом, фиксированно убывающие в стоимости со временем, являющиеся только средством обмена и ничем больше [Гезелль, 1916]. Для того, чтобы деньги не служили средством накопления, Гезелль придумал специальный налог на пользование этими деньгами (называемый с тех пор «гезеллевским налогом» – деньги планируемо дешевеют на фиксированный процент каждый определенный период (например, на 1 % каждый месяц, т. е. 12 % в год). Платит налог (1 % от номинала купюры) тот, у кого оказалась купюра в конце месяца. Как правило, это оказывается магазин, принадлежащий какому-либо предприятию. Плата вносилась в форме покупки специальной марки с номиналом 1 % от стоимости банкноты, которая приклеивалась на отведенной для этого стороне банкноты. Без такой марки банкнота была недействительна. Налог совсем небольшой, но психологически стимулирует людей не копить, а активно использовать деньги.

[5] Видеоотчет Р. Давлетбаева об эксперименте: https://youtu.be/qcgKsUM9vGY

[6] Механизмы работы современной монетарной системы также детально раскрыты в третьей части документального фильма Питера Джозефа «Дух Времени» (все три части фильма с переводом на русский язык: https://youtu.be/L0PZIN0lRCU, а также в документальном фильме Фостера Гэмбла «Процветание: готова ли к нему Земля?» (доступен для просмотра в переводе на русский язык: https://youtu.be/qtPM0mlnbtU).

[7] Документальный фильм «Выбор за нами». Фильм первый (2014, режиссерский состав: Р. Медоуз, Дж. Холл). Фильм доступен для просмотра по ссылке: https://youtu.be/F0eZLkPcwJE (Цитируемый фрагмент: 25 мин. 50 сек – 26 мин. 02 сек).

[8] В настоящее время налог Гезелля в Швейцарии не используют, что следует истолковать как ослабление развертки смысла, ради которого были созданы деньги свободные от процента.

[9] Видеоотчет Р. Давлетбаева об эксперименте: https://youtu.be/qcgKsUM9vGY (фрагмент, содержащий цитату: 18 мин. 40 сек – 20 мин. 15 сек).

[10] Интервью с Ж. Фреско о проекте «Венера» (2004): http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=8QqNlSxctO0

[11] Ф. Гэмбл – человек, преодолевший давление «места» культурной системы, в котором он родился. Как наследник семейной транснациональной корпорации «Проктэр энд Гэмбл», Ф. Гэмбл являлся представителем финансово-промышленной элиты и своим примером показал, что люди, рожденные на вершине социальной пирамиды, способны осознавать пагубность современного элитаризма и стремиться к построению гармоничного общества процветания для каждого.

[12] См., например, его фильмы из трилогии «Апгрейд мозга»: «Наука о научном методе. Апгрейд мозга 1»: https://youtu.be/guxuJ96Oovk

>>Перейти к списку статей

>>Перейти на "Главную страницу"

 

 

<<карта сайта>>   <<основные новости>>
<<договор публичной оферты>>
<<QR-код сайта
>>

 
Найти книги и другие материалы здесь:
 

© Авторские права на все материалы сайта и продукцию предлагаемую на сайте защищены.

При использовании материалов сайта и продукции, предлагаемой на сайте
ссылка на автора (В.Е. Лёвкина) и сайт www.orgpsiholog.ru обязательны.