главная страница

электронные книги,
пособия

об авторе, резюме

индивидуальная консультация
у психолога

семинары и тренинги

видео-лекции

научные статьи

контакты

моим студентам

компьютерные программы

программа диагностики корпоративной культуры организации

страница
предложений сайта

услуги

новости сайта

дистанционные курсы

 

  освобождение сознания

 

 


ЗАКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИЮ (ОТЗЫВ)

для дошкольных, общеобразовательных, высших, дополнительных и других образовательных и воспитательных учреждений

 

 

 

 

Получите 7 писем - сделайте 7 шагов к управлению собой!
Бесплатный мини-курс:
 

Семь трагических ошибок самоменеджмента
или
что реально нам мешает управлять собой
 

>>Узнать подробнее.
>>Скачать 7 писем разом.

>>Посмотреть отзывы. 

 

В.Е. Лёвкин

история  психологии

контрольные вопросы и литература по курсу

для студентов заочной формы обучения

 

вопросы обновлены 04.10.08

контрольные вопросы

1.   Объект и предметы истории психологии. В чем разница между науками: история психологии и историческая психология?

2.   Психологическая теория. Определение, критерии оценки формы и содержания любой научной теории (они же – виды методологического значения утверждения). Особенности оценки психологической теории.

3.   Существенные черты первобытного мышления. Почему первобытное мышление принято называть пралогическим, а не алогическим? Представления (как психическое явление) первобытного и современного человека.

4.  Зависимость филогенетического изменения человеческой психики и возникновения психологии. Партиципация и причинность как принципы организации представлений в сознании.

5.   Понятие формы мышления. От чего зависит закрепление той или иной формы мышления? Четыре характерных черты коллективных представлений. С чего начинается психология?

6.   Показать общую ориентацию познания как взаимосвязь между предметом мышления и самим способом мышления. Какова общая ориентация познания у первобытного и современного человека? Представление о внутреннем мире человека в первобытном сознании.

7.   Основное отличие в подходах к изучению первобытного мышления английской антропологической (Тайлор, Фрезер) и французской социологической школ (Леви-Брюль, Дюркгейм). Понятия: гилозоизм, аниматизм, анимизм.

8.  Психология в Буддизме. Восточные психотехники в современной психотерапии и психологическом консультировании.

9.  Психология на Древнем Востоке (учение Адживиков, Адвайта-Веданта или др. - на выбор).

10. Психология в ионийской школе (Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклит).

11. Психология в италийской школе (Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) и Пифагорейский союз).

12. Материалистическое понимание души в античности (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Психология в античном материализме. Эпикуреизм и гедонизм.

13. Объяснение познания и деятельности человека в античности (Протагор, Сократ).

14. Идеалистическое понимание души в античности (Платон).

15. Психология киников (Антисфен, Диоген Синопский) и киренаиков (Анникерид, Аристипп).

16. Основные идеи психологического учения Аристотеля.

17. Психология стоиков (Зенон из Китиона) и римского эклектизма (Сенека, Марк Аврелий, Цицерон).

18. Познание души в средневековой философии и теологии (Ансельм Кентерберрийский, Квинт Тертуллиан, Аврелий Августин (он же Августин Блаженный), Фома Аквинский).

19. Основные проблемы средневековой психологии. Психология в учениях Росцеллина, П. Абеляра, Р. Бэкона и У. Оккама.

20. Общая характеристика психологии в эпоху Возрождения. Понятия космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма.

21. Развитие психологии в Новое Время. Эмпирическое познание души в работах Ф. Бэкона. Четыре причины заблуждений (идолы, "призраки") людей по Ф. Бэкону.

22. Развитие психологии в рационализме Р. Декарта и эмпиризме Дж. Локка. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его роль в определении сознания. Критерий отличия психических процессов от непсихических по Декарту.

23. Основная характеристика психологии эпохи Просвещения.

24. Зарождение  психологии как науки. Ассоцианизм ХIХ века («ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст. Милля).

25. Концепция "проб и ошибок" (А. Бэн). Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин). Теория статики и динамики представлений (И.-Ф. Гербарт).

26. Интроспективная психология. Аргументы защиты и критики предметов и методов познания в интроспективной психологии. Экспериментальная психология В. Вундта.

27. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон) этапы в истории психологии. «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

28. Развитие концепций бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Бессознательное в работах Маркса. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

29. Деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). Теория орудийной опосредованности человеческой психики. Проблема социальной обусловленности психики человека. Постулат единства сознания и деятельности.

 

литература

Рекомендуемая как основная по всему курсу

1.             Гальперин П.Я. Ждан А.Н. История психологии. ХХ век. – М., 2002.

2.             Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. Учебник. М., 1990.

3.             Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

4.             История зарубежной психологии (30-е - 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986.

5.             История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х -середина 30-х годов XX века). Тексты, 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992.

6.                           История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута, М., Мысль, 1991.

7.             Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.

8.             Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192с.

9.             Петровский А.В. История советской психологии. М., Просвещение, 1967. 367 с.

10.        Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. (Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию"). – М.: Наука, 1994.

11.                   Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980.

12.        Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. М., 2001.

13.        Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 379с.

14.        Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века.

15.        Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 575с.

16.        Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. /Под ред. А.А. Смирнова. М., “Педагогика”, - 1974. - 304с.

 

Рекомендуемая как дополнительная по всему курсу

17.        Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии ХVIII - XIX веков. Л., 1947.

18.        Аристотель. О душе. Этика (Никомахова) // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1974-1984 Т. 1, 4.

19.        Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Гос. изд-во , 1928. Гл. 12, 14, 47. С. 182-185, 197-205, 404-472.

20.        Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.

21.        Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.

22.        Всемирный биографический энциклопедический словарь /Ред. кол.: В.И. Бородулин, Н.М. Кузнецов, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 928 с.

23.        Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.

24.        Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 1.

25.        Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 3-19.

26.        Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 6.

27.        Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2000.

28.        Гербарт И. Учебник психологии. Спб, 1895.

29.        Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. № 4.

30.        Крипнер С. , Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2'. С. 113-126.

31.        Декарт Р. Страсти души. // Декарт Р. Избр. философ, произведения. М., 1950.

32.        Джемс У. Психология. М., 1991.

33.                   Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

34.        Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник / М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

35.        История зарубежной психологии. 30-60гг. ХХ века. Тексты. М., МГУ, 1986.

36.        Леонтьев А . Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии. 1986. № 4.

37.        Леонтьев А.Н. Философия психологии / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Изд-во Моск. ун-та, 1994.

38.        Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / М.: Смысл, 1999.

39.        Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

40.        Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.

41.        Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М., ИНФРА-М, 1999.

42.        Платон. Отрывки из диалогов. // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.

43.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. - М., 1989.

44.        Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М. 1935.

45.        Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. /'/ Сеченов И.М. Избр. произведения. М., 1952.

46.        Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1952.

47.        Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психо­логической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 350 с.

48.        Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVIII веках. М., - 1963.

49.        Спиноза Б. Этика. М., 1936.

50.        Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2-х т. - М., 1985.

51.        Титченер Э. Очерки психологии. Спб., 1898.

52.        Узнадзе Д.М. Психологические исследования. М., - 1966.

53.        Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., - 1926.

54.        Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова, М., Русское слово, 1996.

55.        Философский словарь / под ред. Фролова И.Т., М., изд-во полит. литер., 1986.

56.        Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко, М., ИНФРА-М, 1997.

57.        Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

58.        Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., - 1992.

59.        Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

60.        Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

61.        Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоана­лиз. М., 1993.

62.        Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 23-128.

63.        Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

64.        Ярошевский М.Г. Выготский Л.С. В поисках новой психологии. СПб., 1993.

65.        Статьи в журналах: "Психологический журнал", "Вопросы психологии", "Вестник МГУ", "Иностранная психология", "Вопросы философии", "Философские науки" и др.

 

 

<<карта сайта>>   <<основные новости>>
<<договор публичной оферты>>
<<QR-код сайта
>>

 
Найти книги и другие материалы здесь:
 

© Авторские права на все материалы сайта и продукцию предлагаемую на сайте защищены.

При использовании материалов сайта и продукции, предлагаемой на сайте
ссылка на автора (В.Е. Лёвкина) и сайт www.orgpsiholog.ru обязательны.