главная страница

электронные книги,
пособия

об авторе, резюме

индивидуальная консультация
у психолога

семинары и тренинги

видео-лекции

научные статьи

контакты

моим студентам

компьютерные программы

программа диагностики корпоративной культуры организации

страница
предложений сайта

услуги

новости сайта

дистанционные курсы

 

  освобождение сознания

 

 


ЗАКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИЮ (ОТЗЫВ)

для дошкольных, общеобразовательных, высших, дополнительных и других образовательных и воспитательных учреждений

 

 

 

 

Получите 7 писем - сделайте 7 шагов к управлению собой!
Бесплатный мини-курс:
 

Семь трагических ошибок самоменеджмента
или
что реально нам мешает управлять собой
 

>>Узнать подробнее.
>>Скачать 7 писем разом.

>>Посмотреть отзывы. 

 

ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛЁВКИН

 

История психологии

Требования к «автомату»:

1. Не более 2-х пар пропусков ("лишние" пропуски можно отработать докладами на семинаре).
2. Два
выступления (два доклада на семинаре).
3.
Положительные результаты в электронном тестировании (по результатам тестирования будет предложена отметка или зачет "автоматом").

 

Электронное тестирование по курсу

Электронное тестирование обязательно - это допуск к экзамену.
Кроме того, хорошие результаты тестирования - это возможность получить экзамен "автоматом".


Для того, чтобы пройти электронное тестирование:

1. Авторизуйтесь на сайте системы тестирования ИНГРИС: http://test.utmn.ru/ 
(введите в поле "логин" свои фамилию и имя по-русски, через пробел (например: Иванов Иван); а в поле "пароль" введите цифры: 123)

2. Пройдите по ссылкам на открывшейся после авторизации странице, чтобы открыть тест "История психологии (За весь курс)": тесты \ психология \ История психологии \ История психологии (За весь курс)

Всего вопросов в тесте: 61, Максимальное количество баллов: 76. С помощью "выпадающего списка" можно переключаться между вопросами.
Свой результат вы увидите на странице "главная" по ссылке "просмотр результатов".

В вопросе может быть два правильных варианта ответа (в этом случае для выбора вариантов используется объект "чекбокс" или "галочка"), может быть и только один правильный вариант, в этом случае для выбора варианта используется круглый переключатель (точка в кружочке) и выбрать второй вариант не получится.
З
а неверно выбранный вариант ответа или не выбранный верный вариант - минус балл, поэтому можно уйти далеко в минус.
Если Ваш браузер потерял связь с сервером тестирования, то просто пройдите тест повторно.
Вы можете
пройти тест 2 раза, пока он открыт для Вашей группы. Я зачту лучший результат.

Отметка за тест: Отлично: 56-76 баллов. Хорошо: 40-55 баллов. Удовлетворительно: 25-39 баллов.
Отметка действительна при условии не более двух пропусков (или если каждый "лишний" пропуск отработан докладом).

 

    Подсказки по вопросам электронного теста "История психологии":
1. В чем разница между науками: история психологии и историческая психология?
2. Если мы оцениваем методологическое значение утверждения для психологии, то наиболее сильным будет...
3. К существенным чертам первобытного мышления можно отнести...
4. Основное отличие в подходах к изучению первобытного мышления английской антропологической (Тайлор, Фрезер) и французской социологической (Леви-Брюль, Дюркгейм) школ…
5. Состояния сознания, по буддизму, есть…
6. Возбужденные дхармы образуют следующие пять форм существования (скандх):
7. Главная иллюзия внутренней жизни человека, по Буддизму, состоит в…
8. Адживики (последователи Макхали Госале) утверждали, что…
9. Выберите суждение(-я), верно отражающее(-ие) учение Адвайта-Веданты (Шанкара)
10. Согласно Адвайта-Веданте авидья и мокша – это…
11. В древнегреческой философии существовало два термина для обозначения двух сторон единой первоосновы Стойхейон и Архэ, означающие соответственно…
12. Общим в понимании души между буддизмом и философией Аристотеля является…
13. Кому часто приписывают выражение «все течет, все изменяется...»?
14. «Теория истечения» (как теория восприятия) была разработана античными…
15. Парменид из Элеи утверждал, что «небытия нет, поскольку оно не может мыслиться». Получается, что…
16. Утверждение о том, что «чувства и мысли – суть изменения тела» было свойственно античным…
17. Сократ отверг натурфилософию, поскольку она…
18. Майевтика Сократа предполагала…
19. Античные софисты считали, что «все существует лишь в отношении к другому, для человека истинно все, что кажется ему таковым», а также, что...
20. Стремление к наслаждению и алчность основой всех бед считали античные…
21. Кому принадлежат следующие утверждения: "Друзей мы любим ради выгоды", "Конечным благом является телесное наслаждение"?
22. Душа, по Платону – это …
23. По Платону, человек познаёт …
24. Аристотель критиковал Платона, прежде всего за то, что Платон «отрывал сущность вещи от самой вещи», этим Аристотель хотел сказать, что... (выберите одно из высказываний Аристотеля)
25. Душа, по Аристотелю, это …
26. Аристотель критикует Платона за то, что…
27. Главнейшим из всех чувств Аристотель считал…
28. В отличие от Сократа и Платона, Аристотель считал, что…
29. В отличие от киников, киренаики проповедовали гедонизм, а значит считали, что...
30. Понимание удовольствия как отсутствия страдания было свойственно…
31. Какие три основные логики познания в психологии (парадигмы в психологии) возникают уже в Античности?
32. Выберите автора высказывания: "После Христа не нужна никакая любознательность, после Евангелия не нужно никакого исследования… Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер – вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это невозможно"?
33. По мнению Аврелия Августина, Бог находится вне времени, для него есть только вечное «сегодня», а для человека есть только «настоящее», которое…
34. Согласно Ансельму Кентерберийскому, «мысли должны соответствовать некоторые реальные объекты и процессы, либо их части или стороны», а значит…
35. Иоанн Росцеллин был…
36. «Бритва Оккама», это познавательный принцип, гласящий, что…
37. Неоплатонизм – это…
38. Психологическим концепциям эпохи Возрождения присущи…
39. Выберите автора высказывания: «познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных представлениях»
40. Джордано Бруно отождествляет Бога с природой, понимаемой как …
41. Кто в эпоху Нового Времени утверждал, что «орудия и вспоможения нужны разуму не меньше, чем руке»?
42. Неосознаваемые процессы по Рене Декарту есть...
43. Основоположник ассоцианизма Давид Гартли в структуре психики выделял…
44. Взглядам мыслителей эпохи Просвещения были характерны…
45. Идея «о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания» принадлежит…
46. Эволюционная психология Герберта Спенсера и Чарльза Дарвина позволила…
47. Метод аналитической интроспекции расшифровывается как…
48. Методологически новый (по сравнению с психофизиологией) подход привнесенный психофизикой (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер) заключался в…
49. Зигмунд Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих. При этом ассоциации выступали у Фрейда…
50. В философии Карла Маркса под бессознательным понимается…
51. Иван Михайлович Сеченов, закладывая основы объективно - генетического подхода к изучению психического утверждал, что...
52. Связь «проблемная ситуация – реакция» оказалась в фокусе исследования...
53. Проблема противопоставления «волевого» и «полевого» поведения разрабатывалась гештальтпсихологами ...
54. По Льву Семеновичу Выготскому, знаки (напр., слова) являются психологическими орудиями…
55. Вопрос о системном и смысловом строении сознания был центральным для Л.С. Выготского, а вопрос о структуре деятельности - для М.Я. Басова. В то же время роль предметной деятельности в построении сознания оставалась вне поля зрения Выготского, а категория сознания - вне поля зрения Басова. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, - таков был подход к предмету психологии…
56. По Петру Яковлевичу Гальперину предмет психологии - это...
57. Гипнотическое внушение, в отличие от убеждений, уговоров, приказов, манипуляции, не опирается на…
58. Отличительной особенностью гипнотического состояния от сна является…
59. Переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, достигая предельной глубины субъекта или охватывая человечество в целом, называются…
60. Особенностью трансперсональной психологии является…
61. Одними из основных методологических вопросов современной психологии можно считать вопросы...


Надеюсь, Вы воспользуетесь подсказками!
Приходите подготовленными и в хорошем настроении ;)

 

контрольные вопросы по курсу
 
Критерии оценки ответа по вопросам (что необходимо отметить при ответе на любой из экзаменационных вопросов):

·   Как понимается предмет психологии в рамках данного направления исследования психики.

·   Какие единицы анализа выделяются разработчиками данного направления (что они анализируют, на что в первую очередь обращают внимание).

·   Какие понятия используют как основные при описании психических явлений и психологических фактов.

·   Каковы присущие данному направлению методы исследования психики, насколько обоснованы результаты.

·   В чем теоретическая новизна и практическая значимость результатов исследования в данном направлении.

 

1. Объект и предметы истории психологии. В чем разница между науками: история психологии и историческая психология? Психологическая теория и особенности ее оценки. Определение, критерии оценки формы и содержания любой научной теории (они же – виды методологического значения утверждения).

2. Существенные черты первобытного мышления. Почему первобытное мышление принято называть пралогическим, а не алогическим? Представления (как психическое явление) первобытного и современного человека.

3. Зависимость филогенетического изменения человеческой психики и возникновения психологии. Партиципация и причинность как принципы организации представлений в сознании.

4. Понятие формы мышления. От чего зависит закрепление той или иной формы мышления? Четыре характерных черты коллективных представлений. С чего начинается психология?

5. Показать общую ориентацию познания как взаимосвязь между предметом мышления и самим способом мышления. Какова общая ориентация познания у первобытного и современного человека? Представление о внутреннем мире человека в первобытном сознании.

6. Основное отличие в подходах к изучению первобытного мышления английской антропологической (Тайлор, Фрезер) и французской социологической школ (Леви-Брюль, Дюркгейм). Понятия: гилозоизм, аниматизм, анимизм.

7. Психология в Буддизме. Восточные психотехники в современной психотерапии и психологическом консультировании.

8. Первые попытки причинного объяснения психической деятельности: психология в ионийской школе (Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)  и Гераклит) и психология в италийской школе (Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) и Пифагорейский союз).

9. Психология в античном материализме (Левкипп, Демокрит).

10.Объяснение познания и деятельности человека у античных софистов (Протагор, Горгий) и в античном идеализме (Сократ, Платон).

11.Психология киников (Антисфен, Диоген Синопский) и киренаиков (Анникерид, Аристипп).

12.Психология в античном дуализме. Основные идеи психологического учения Аристотеля.

13.Роль античного материализма, идеализма и дуализма в оформлении естественнонаучной, гуманистической и психотехнической стратегий (парадигм) исследования в психологии. Отличительные черты парадигм.

14.Познание души в средневековой философии и теологии (Ансельм Кентерберрийский, Квинт Тертуллиан, Аврелий Августин (он же Августин Блаженный), Фома Аквинский). Отношение к душе и телу у Манихеев и Альбигойцев.

15.Основные проблемы средневековой психологии. Психология в учениях И. Росцеллина, П. Абеляра, Р. Бэкона и У. Оккама. Исследование природы мышления и проблема универсалий.

16.Психология в эпоху Возрождения. Какую роль сыграл Ренессанс в развитии психологии? Понятия космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма.

17.Развитие психологии в Новое Время. Эмпирическое познание души в работах Ф. Бэкона. Четыре причины заблуждений (идолы, "призраки") людей по Ф. Бэкону. Психология в эмпиризме Дж. Локка. Развитие психологии в рационализме Нового Времени. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его роль в определении сознания. Критерий отличия психических процессов от непсихических по Декарту.

18.Три подхода к решению психофизиологической проблемы (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза). Соотношение психофизической, психофизиологической и психогностической проблем в истории психологии.

19.Психология эпохи Просвещения (ХVIII век) и ассоцианизм ХIХ века («ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст. Милля).

20.Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин). Концепция "проб и ошибок" (А. Бэн). Теория статики и динамики представлений (И.-Ф. Гербарт).

21.Интроспективная психология. Аргументы защиты и критики предметов и методов познания в интроспективной психологии. Экспериментальная психология В. Вундта.

22.Три варианта интроспекции: 1) аналитическая интроспекция (структурализм – Вундт, Титченер, Челпанов, Лопатин); 2) систематическая интроспекция (функционализм – Вюрцбургская школа, Брентано, Джемс); 3) феноменологическое самонаблюдение (позиция "наивного наблюдателя" в гештальтпсихологии).

23.Психофизика (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер). Выход психофизики за рамки психофизиологии: новый методологический подход – разведение принципов причинности и закономерности.

24.Развитие представлений о бессознательном в истории психологии (мистицизм (в дофилософском сознании) космоцентризм (в античности), теологизм (в Средневековье), индивидуализм (Г.В. Лейбниц, И.-Ф. Гербарт, З. Фрейд), социоцентризм (Д. Вико, К. Маркс, К.Г. Юнг), праксизм (Н.Д. Узнадзе) и др. в истолковании бессознательного). Связь понимания сознания,  бессознательного и личности в истории психологии.

25.Исторические этапы развития представлений о гипнозе (Парацельс, Месмер, Пюисегюр, Пететэн, Фариа, Брэд, Льебо, Бернгейм, Форель, Шарко). Понятие внушения, виды внушений. Методы гипноза (их развитие в истории) и стадии гипнотического состояния.

26.Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон) этапы в истории психологии. «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

27.Деятельностный подход в психологии. Проблема социальной обусловленности психики человека. Методологическое значение работ Л.С. Выготского. Постулат единства сознания и деятельности в творчестве С.Л. Рубинштейна. А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Соотношение значений и смыслов в социогенезе сознания.

28.Факторы возникновения трансперсональной психологии. Предмет и методы, проблемное поле трансперсональной психологии. Измененные состояния сознания как предмет трансперсональной психологии. Значение трансперсональных переживаний в жизни человека и общества.

29.Психология в философской герменевтике (Х.Г. Гадамер). Психология в экзистенциализме (М. Хайдеггер). Феноменологическая психология (Э. Гуссерль).

30.Оформление в истории психологии трех парадигм в исследовании психической деятельности: естественно-научная (позитивистская), гуманистическая (субъектная), психотехническая (формирующая).

31.Обозримые проблемы, перспективы развития психологии, новые направления. Ваша версия существующих тенденций в развитии психологии.

 

 

>>Перейти обратно к списку методических материалов

>>Перейти обратно на страницу "Наука"

>>Перейти обратно на "Главную страницу"