главная страница

книги, пособия

об авторе, резюме

консультация
у психолога

семинары и тренинги

видео-лекции

 

 

научные статьи

контакты

моим студентам

компьютерные программы

программа диагностики корпоративной культуры организации

страница
предложений сайта

услуги

дистанционные курсы

 

  освобождение сознания

 

 


ЗАКАЗАТЬ
РЕЦЕНЗИЮ (ОТЗЫВ)

для дошкольных, общеобразовательных, высших, дополнительных и других образовательных и воспитательных учреждений

 

Бесплатный онлайн-курс Быстрое программирование с нуля для гуманитариев

Мой бесплатный онлайн-курс для психологов и всех желающих
"Быстрое программирование с нуля для гуманитариев"
30 минут в день и через месяц Вы уже сможете самостоятельно создавать свои собственные полезные и красивые компьютерные программы для компьютеров с
Windows
(
потребуется зарегистрироваться на сайте, выбрать курс и нажать кнопку "записаться на курс", после этого курс будет для Вас доступен.
Хорошая возможность обрести новую универсальную компетенцию!

(от 14 лет, никакая начальная подготовка в области программирования не требуется)

 

В.Е. Лёвкин

история  психологии

контрольные вопросы и литература по курсу

для студентов заочной формы обучения

 

вопросы обновлены 04.10.08

контрольные вопросы

1.   Объект и предметы истории психологии. В чем разница между науками: история психологии и историческая психология?

2.   Психологическая теория. Определение, критерии оценки формы и содержания любой научной теории (они же – виды методологического значения утверждения). Особенности оценки психологической теории.

3.   Существенные черты первобытного мышления. Почему первобытное мышление принято называть пралогическим, а не алогическим? Представления (как психическое явление) первобытного и современного человека.

4.  Зависимость филогенетического изменения человеческой психики и возникновения психологии. Партиципация и причинность как принципы организации представлений в сознании.

5.   Понятие формы мышления. От чего зависит закрепление той или иной формы мышления? Четыре характерных черты коллективных представлений. С чего начинается психология?

6.   Показать общую ориентацию познания как взаимосвязь между предметом мышления и самим способом мышления. Какова общая ориентация познания у первобытного и современного человека? Представление о внутреннем мире человека в первобытном сознании.

7.   Основное отличие в подходах к изучению первобытного мышления английской антропологической (Тайлор, Фрезер) и французской социологической школ (Леви-Брюль, Дюркгейм). Понятия: гилозоизм, аниматизм, анимизм.

8.  Психология в Буддизме. Восточные психотехники в современной психотерапии и психологическом консультировании.

9.  Психология на Древнем Востоке (учение Адживиков, Адвайта-Веданта или др. - на выбор).

10. Психология в ионийской школе (Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклит).

11. Психология в италийской школе (Элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон) и Пифагорейский союз).

12. Материалистическое понимание души в античности (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Психология в античном материализме. Эпикуреизм и гедонизм.

13. Объяснение познания и деятельности человека в античности (Протагор, Сократ).

14. Идеалистическое понимание души в античности (Платон).

15. Психология киников (Антисфен, Диоген Синопский) и киренаиков (Анникерид, Аристипп).

16. Основные идеи психологического учения Аристотеля.

17. Психология стоиков (Зенон из Китиона) и римского эклектизма (Сенека, Марк Аврелий, Цицерон).

18. Познание души в средневековой философии и теологии (Ансельм Кентерберрийский, Квинт Тертуллиан, Аврелий Августин (он же Августин Блаженный), Фома Аквинский).

19. Основные проблемы средневековой психологии. Психология в учениях Росцеллина, П. Абеляра, Р. Бэкона и У. Оккама.

20. Общая характеристика психологии в эпоху Возрождения. Понятия космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма.

21. Развитие психологии в Новое Время. Эмпирическое познание души в работах Ф. Бэкона. Четыре причины заблуждений (идолы, "призраки") людей по Ф. Бэкону.

22. Развитие психологии в рационализме Р. Декарта и эмпиризме Дж. Локка. Метод универсального сомнения Р. Декарта и его роль в определении сознания. Критерий отличия психических процессов от непсихических по Декарту.

23. Основная характеристика психологии эпохи Просвещения.

24. Зарождение  психологии как науки. Ассоцианизм ХIХ века («ментальная механика» Джеймса Милля и «ментальная химия» Джона Ст. Милля).

25. Концепция "проб и ошибок" (А. Бэн). Эволюционная психология (Г. Спенсер, Ч. Дарвин). Теория статики и динамики представлений (И.-Ф. Гербарт).

26. Интроспективная психология. Аргументы защиты и критики предметов и методов познания в интроспективной психологии. Экспериментальная психология В. Вундта.

27. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон) этапы в истории психологии. «Когнитивный необихевиоризм» Э. Толмена. «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

28. Развитие концепций бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного. Бессознательное в работах Маркса. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

29. Деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). Теория орудийной опосредованности человеческой психики. Проблема социальной обусловленности психики человека. Постулат единства сознания и деятельности.

 

литература

Рекомендуемая как основная по всему курсу

1.             Гальперин П.Я. Ждан А.Н. История психологии. ХХ век. – М., 2002.

2.             Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. Учебник. М., 1990.

3.             Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

4.             История зарубежной психологии (30-е - 60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986.

5.             История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х -середина 30-х годов XX века). Тексты, 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1992.

6.                           История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута, М., Мысль, 1991.

7.             Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.

8.             Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 192с.

9.             Петровский А.В. История советской психологии. М., Просвещение, 1967. 367 с.

10.        Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. (Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию"). – М.: Наука, 1994.

11.                   Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980.

12.        Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. М., 2001.

13.        Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 379с.

14.        Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века.

15.        Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 575с.

16.        Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. /Под ред. А.А. Смирнова. М., “Педагогика”, - 1974. - 304с.

 

Рекомендуемая как дополнительная по всему курсу

17.        Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии ХVIII - XIX веков. Л., 1947.

18.        Аристотель. О душе. Этика (Никомахова) // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1974-1984 Т. 1, 4.

19.        Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Гос. изд-во , 1928. Гл. 12, 14, 47. С. 182-185, 197-205, 404-472.

20.        Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.

21.        Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986.

22.        Всемирный биографический энциклопедический словарь /Ред. кол.: В.И. Бородулин, Н.М. Кузнецов, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 928 с.

23.        Вундт В. Очерки психологии. М., 1912.

24.        Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 1.

25.        Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 3-19.

26.        Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 6.

27.        Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2000.

28.        Гербарт И. Учебник психологии. Спб, 1895.

29.        Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. № 4.

30.        Крипнер С. , Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. № 2'. С. 113-126.

31.        Декарт Р. Страсти души. // Декарт Р. Избр. философ, произведения. М., 1950.

32.        Джемс У. Психология. М., 1991.

33.                   Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

34.        Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник / М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

35.        История зарубежной психологии. 30-60гг. ХХ века. Тексты. М., МГУ, 1986.

36.        Леонтьев А . Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии. 1986. № 4.

37.        Леонтьев А.Н. Философия психологии / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Изд-во Моск. ун-та, 1994.

38.        Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / М.: Смысл, 1999.

39.        Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

40.        Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.

41.        Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / М., ИНФРА-М, 1999.

42.        Платон. Отрывки из диалогов. // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.

43.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. - М., 1989.

44.        Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М. 1935.

45.        Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. /'/ Сеченов И.М. Избр. произведения. М., 1952.

46.        Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1952.

47.        Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психо­логической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. 350 с.

48.        Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVIII веках. М., - 1963.

49.        Спиноза Б. Этика. М., 1936.

50.        Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2-х т. - М., 1985.

51.        Титченер Э. Очерки психологии. Спб., 1898.

52.        Узнадзе Д.М. Психологические исследования. М., - 1966.

53.        Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., - 1926.

54.        Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова, М., Русское слово, 1996.

55.        Философский словарь / под ред. Фролова И.Т., М., изд-во полит. литер., 1986.

56.        Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко, М., ИНФРА-М, 1997.

57.        Фрейд 3. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

58.        Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., - 1992.

59.        Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

60.        Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

61.        Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоана­лиз. М., 1993.

62.        Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 23-128.

63.        Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

64.        Ярошевский М.Г. Выготский Л.С. В поисках новой психологии. СПб., 1993.

65.        Статьи в журналах: "Психологический журнал", "Вопросы психологии", "Вестник МГУ", "Иностранная психология", "Вопросы философии", "Философские науки" и др.

 

 

<<карта сайта>>
<<договор публичной оферты>>
<<QR-код сайта
>>

 

© Авторские права на все материалы сайта и продукцию предлагаемую на сайте защищены.

При использовании материалов сайта и продукции, предлагаемой на сайте
ссылка на автора (В.Е. Лёвкина) и сайт orgpsiholog.ru обязательны.