консультация
программа диагностики корпоративной культуры организации
услуги
Мой бесплатный онлайн-курс для психологов
и всех желающих:
|
Вадим Евгеньевич ЛёвкинМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИОбязательные требования: 1. Выступление на студенческой научной конференции по текущим результатам курсовой работы, этот доклад оформляется Вами как тезисы. Тезисы оформляются четко по предложенному шаблону, не менее 1,5 и не более 2-х страниц (ссылку на загрузку материалов по курсу см. ниже).
2. Тезисы
должны быть зачтены преподавателем
- на проверку отправляйте на адрес:
v.e.levkin 3. Доклад со слайдами на семинаре – озвучить анализ научной работы (анализ по предложенной схеме какой-либо современной статьи, монографии или диссертации), этот доклад засчитывается мною как контрольная работа). 4. Положительные результаты в электронном тестировании (по результатам будет предложена отметка "автоматом"). Экзамен «автоматом» Выполнение всех четырех заданий (при условии, что не более 2-х пропущенных пар) является основанием для получения предложенной преподавателем отметки за экзамен «автоматом». Дополнительные пропуски возможно отработать дополнительными докладами (если, конечно, на это останется время).
Скачать материалы по
курсу (шаблон тезисов и пособие):
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (доклад на семинаре)
Требования к контрольной работе по дисциплине «Методологические основы
психологии».
Смысл контрольной работы
в том, чтобы помочь студенту сформировать научное мышление, способность
оценивать чужие научные тексты и применять эту способность для целей повышения
качества своих собственных научных работ.
Цель контрольной работы –
провести анализ какой-либо современной (за последние 20 лет) научной работы в
области психологии (или в смежной области), по предложенному ряду вопросов и,
тем самым, определить степень ее научности.
Требования к оформлению.
Выступление с докладом на семинаре с оформленными слайдами (см. ниже).
Перечень слайдов для выступления: 1-й слайд. Ваши ФИО и выходные данные анализируемой работы.
2-й слайд.
Замысел анализируемой работы – на какой основной вопрос автор(-ы) работы пытался
ответить; каков практический смысл работы для решения реальных проблем людей.
3-й и далее слайды.
Для
ответа на каждый из представленных ниже вопросов нужно отвести по 1-му слайду. Отвечая на вопросы
нужно приводить краткие цитаты из анализируемой работы, а также свои аргументы с опорой
на данные из других (дополнительных) источников, чтобы обоснованно и однозначно
ответить на каждый из вопросов.
Предпоследний слайд.
Заключение
(принципиальные выводы – краткое (на одно-два предложения) заключение по каждому
вопросу; выводы пронумеровать).
Последний слайд.
Список источников информации
(не менее 5 источников, например: первоисточник, учебник, монография, словарь,
статья, учебное пособие; перечислить источники в алфавитном порядке,
пронумеровать; образец оформления источников для списка источников см. по ссылке
на сайте библиотеки:
https://www.tmnlib.ru/jirbis/files/primery BO.pdf)
ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
1. Авторизуйтесь
на сайте системы тестирования ИНГРИС:
https://test.utmn.ru/
2.
Пройдите по ссылкам на открывшейся после
авторизации странице, чтобы открыть тест "Методологические основы психологии":
Отметка "Отлично":
35-49 баллов. "Хорошо": 25-34 баллов. "Удовлетворительно": 15-24 баллов.
В процессе тестирования с помощью "выпадающего списка" можно переключаться между вопросами.
Свой результат вы увидите на странице "главная" по ссылке "просмотр
результатов".
Вы
можете пройти тест два раза
(пока тест открыт для Вашей группы), я зачту лучший результат. Кого не устроит отметка за тест "автоматом" сможет мне сдать экзамен устно - см. контрольные вопросы на странице ниже. Желаю успешной подготовки и хороших результатов!!!
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ контрольные вопросы по курсу
Критерии оценки ответа по вопросам (какие умения особенно ценятся при ответе на любой из экзаменационных вопросов): · Умение выделять основание утверждения, его прямые и косвенные следствия. · Умение видеть и формулировать проблему исследования, реконструировать гипотезы исследования. · Умение оперировать базовыми категориями психологии, различать их принципиальные особенности. · Умение определять общую парадигму исследования, используемые исходные допущения. · Умение определять теоретическую новизну, тенденции и горизонт практической применимости выводов теоретических построений.
1. Объект и предмет методологии психологии. Понятия методологии, парадигмы, теории, метода, методики. Классическая и постклассическая парадигмы науки. Значение методологии в научных исследованиях. 2. Формирование исторических типов сознания и соответствующих им типов познания. 3. Современные представления о научном познании. Свойства знаний и операции познания. Этапы познавательного процесса. 4. Специфика психологического знания и познания. Научное и ненаучное психологическое знание. Здравый смысл как источник знаний о психике и поведении. 5. Теория аргументации и концептуализация. Правила корректной аргументации, оппонирования и критики. 6. Методология научных исследовательских программ в психологии. Методология и образовательный процесс. Этапы теоретической работы. Разработка объяснительных гипотез как этап теоретической работы. 7. Структура научной работы (диплом, статья, монография, диссертация). Требования к научной работе. 8. Основные виды детерминант развития и функционирования психики. Свобода воли, детерминизм и научное исследование психики. Естественное и искусственное в психике и поведении. Взаимодетерминация функционирования и развития психических процессов. 9. Области, объекты и контексты практической деятельности психологов. Виды знаний, используемых в психологической практике. Возможности психологической науки в обеспечении практической работы психологов. 10. Проблема определения предмета и основных вопросов психологии. Объект, предмет и основные вопросы, задачи, функции психологии. 11. Проблема разработки и принятия метаязыка. Понятие научного языка. Категориальный строй психологической науки (протопсихологический, базисный, метапсихологический, экстрапсихологический уровни категорий). Особенности содержания, структуры и функций базовых категорий психологической науки. 12. Проблема разработки объяснительных принципов психологии. Основные объяснительные принципы психологии. 13. Проблема определения ключевых проблем психологии. Ключевые проблемы психологии. 14. Психогенетическая проблема. Психоэнергетическая проблема. 15. Психопраксическая проблема. Психосоциальная проблема. 16. Психоэмоциональная проблема. Психокогнитивная проблема. 17. Проблема оторванности психологической практики от психологической теории. Проблема выраженности искомых закономерностей в конкретном объекте исследования. 18. Проблема определения типов психологической реальности. Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории. 19. Проблема определения содержания, границ и эффективности психологического воздействия. Основные функции психологического воздействия. 20. Проблема социальной, культурной ответственности психологии за собственные достижения. Проблема культуризации психологии и психологизации культуры. Проблема создания модели и методов исследования психического мира целостного, живого человека. Этические вопросы практической и теоретической деятельности в психологии. 21. Проблема раскрытия границ методологического значения психологической практики. Значит ли, что для принципиально новых достижений в психологии должен измениться сам психолог исследователь? 22. Проблема информационной и предметной, проблемной изолированности теоретической психологии и практической, в особенности от «популярной, массовой». Структура психологических учений. 23. Проблема определения специфических особенностей психологической науки. В чем смысл раскрытия специфики психологической науки? Отличительные черты психологии. 24. Проблема раскрытия практической, преобразующей роли познания (в противовес созерцанию «чистого объекта»). Две методологические схемы – две позиции исследователя по отношению к действительности. 25. Проблема раскрытия исторической и содержательной специфики отечественной теоретической и практической психологии, психологической практики. 26. Понятие "психотехника" (Г. Мюнстерберг). Содержание и уровни психотехники. 27. Проблема соотнесения практической психологии и психологической практики. Различия и общее между теоретической психологией, практической психологией и психологической практикой. 28. Методологическое значение психоанализа, психотехники и теории деятельности. 29. Проблема принципиальной парадигмальности психологии. Три основных подхода к решению проблемы методологического кризиса. Три сложившихся парадигмы в психологии. 30. Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики. Методология и виды деятельности практического психолога. Методология и образование. 31. Проблема определения наличного состояния психологической науки. Кризис или схизис? Черты кризиса науки (напр., по В.М. Аллахвердову, А.В. Юревичу). 32. Проблема методологических комплексов психологии. Проблема адекватного самоосознания психологии, психолога исследователя, практического психолога и психолога - практика.
Основная литература
1.
Методологические основы психологии: учеб. пособие/ В.Е. Лёвкин. - Тюмень: Изд-во
ТюмГУ, 2011. - 248 с. Имеются экземпляры в отделах: БПЛ(79), ЧЗ(1).
2.
Дементий Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий,
А.В. Колодина. - Омск: Омский государственный университет, 2014. - 100 с.; То же
[Электронный ресурс]. - URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145
(13.02.2015).
3.
Методология психологии: проблемы и перспективы
[Электронный ресурс]: учебное пособие / Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко,
Б.Г. Мещеряков, В.А. Петровский, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. - Москва,
Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 528 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143194
(дата обращения: 22.01.2015).
Дополнительная литература
4.
Волков Б.С. Методология и
методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов [Электронный
ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - М.: Академический проект,
2010. - 381 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921
(дата обращения: 22.01.2015).
5.
Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования:
учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050706 (031000) - "Педагогика и
психология", 050701(033400) - "Педагогика"/ В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -
5-е изд., испр. - Москва: Академия, 2008. - 208 с.
6.
Маланов С.В.
Методологические
и теоретические основы психологии. – М.: Издательство Московского
психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2005. – 336
с. – (Серия "Библиотека психолога").
7.
Павлов, А. В. Логика и методология науки: Современное
гуманитарное познание и его перспективы [Электронный ресурс]: учебное пособие /
А.В. Павлов. - М.: Флинта, 2010. - 344 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=54575
(дата обращения: 22.01.2015).
8.
Юревич, А. В. Методология и социология психологии
[Электронный ресурс] / А. В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 271
с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87425
(дата обращения: 22.01.2015).
Интернет-ресурсы
1.
https://biblioclub.ru –
Университетская библиотека ONLINE.
2.
https://e.lanbook.com –
Издательство «ЛАНЬ».
3.
https://znanium.com –
Электронно-библиотечная система «znanium.com».
4.
https://virtuallib.intuit.ru – Виртуальная библиотека «ИНТУИТ».
5.
https://icdlib.nspu.ru/ – МЭБ – межвузовская электронная библиотека.
6.
https://diss.rsl.ru/ –
Библиотека диссертаций РГБ.
7.
https://elibrary.ru - Электронная библиотека – eLibrary.
8.
https://www.knigafund.ru/ – Электронно-библиотечная система «КнигаФонд».
Список источников для дополнительного поиска
1.
Абульханова-Славская К.А.,
Брушлинский А.В., ред. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы
теории и истории. — М., 1997.
2.
Агафонов А.Ю. Основы
смысловой теории сознания. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 296.
3.
Аллахвердов В.М. Опыт
теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993.
4.
Аллахвердов В.М. Сознание
как парадокс. (Экспериментальная психологика, т.1) / СПб.: «Издательство ДНК»,
2000. – 528 с.
5.
Асмолов А.Г.
Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996.
– 768 с.
6.
Асмолов А.Г. По ту сторону
сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл»,
2002. – 480с.
7.
Быстрицкий Е.К. Понимание и
практическое сознание. / Под общ. ред. А.А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1991. –
С. 25–38.
8.
Вагнер В.А. Возникновение и
развитие психических способностей. Л., 1924-1929.
9.
Василюк Ф.Е.
Методологический анализ в психологии // М.: МГППУ; Смысл, 2003. – 240с.
10.
Веракса Н.Е.
Методологические основы психологии
/
М., Академия, 2008. – 240 с.
11.
Гальперин П.Я. Введение в
психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Книжный дом
"Университет", 2000.
12.
Занковский А.Н. Методологические основы психологии [Электронный ресурс] /
А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 152
с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382
(дата обращения: 22.01.2015).
13.
Ивин А.А. Основы теории
аргументации: Учебник / М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
14.
Ласковец С. В. Методология
научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. В. Ласковец. -
М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 32 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90384
(дата обращения: 22.01.2015).
15.
Леонтьев А.Н. Философия
психологии: Из научного наследия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с.
16.
Математическая психология.
Школа В.Ю. Крылова [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии РАН, 2010. -
512 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87245
(дата обращения: 22.01.2015).
17.
Налимов В.В. Спонтанность
сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.:
Прометей, 1989. – 287 с.
18.
Парадигмы в психологии:
науковедческий анализ [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии РАН, 2012.
- 472 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221212
(дата обращения: 22.01.2015). 19. Петрийчук Н.Д. Основы адаптологии / Петрийчук Н.Д. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. - 236 с. 20. Петрийчук Н.Д. Познай себя: Монография / Н.Д. Петрийчук -
М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. - 312 с.
21.
Прогресс психологии.
Критерии и признаки [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии РАН, 2009. -
335 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87240
(дата обращения: 22.01.2015).
20.
Райзберг Б. А. Написание и
защита диссертаций. Практическое руководство [Электронный ресурс] /
Б. А. Райзберг. - М.: Маросейка, 2011. - 198 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=96478
(дата обращения: 22.01.2015).
21.
Рузавин Г.И. Методология
научного познания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М.:
Юнити-Дана, 2012. - 288 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
(дата обращения: 22.01.2015).
22.
Сергиенко Е. А. Модель
психического в онтогенезе человека [Электронный ресурс] / Е. А. Сергиенко,
Е. И. Лебедева, О. А. Прусакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 416 с.
Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87248
(дата обращения: 22.01.2015).
23.
Современная
экспериментальная психология. В 2-х томах. Том 1 [Электронный ресурс] / М.:
Институт психологии РАН, 2011. - 560 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86290
(дата обращения: 22.01.2015).
24.
Современная
экспериментальная психология. В 2-х томах. Том 2 [Электронный ресурс] / М.:
Институт психологии РАН, 2011. - 496 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86292
(дата обращения: 22.01.2015).
25.
Теория и методология
психологии. Постнеклассическая перспектива [Электронный ресурс] / М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 528 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86551
(дата обращения: 22.01.2015).
26.
Хожемпо В.В. Азбука
научно-исследовательской работы студента [Электронный ресурс]: учебное пособие /
В.В. Хожемпо, К.С. Тарасов, М.Е. Пухлянко. - М.: Российский университет дружбы
народов, 2010. - 108 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115846
(дата обращения: 22.01.2015).
27.
Экспериментальный метод в
структуре психологического знания [Электронный ресурс] / М.: Институт психологии
РАН, 2012. - 832 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221209
(дата обращения: 22.01.2015).
28.
Шипилина Л.А. Методология и
методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и
магистрантов по направлению «Педагогика» [Электронный ресурс] / Л. А. Шипилина.
- М.: Флинта, 2011. - 204 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458
(дата обращения: 22.01.2015).
29.
Шкляр М.Ф. Основы научных
исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Ф. Шкляр. - М.: Дашков и
Ко, 2012. - 244 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112247
(дата обращения: 22.01.2015).
30.
Ясницкий Л.Н. Современные
проблемы науки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Н. Ясницкий,
Т. В. Данилевич. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 295 с. Режим доступа:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89963
(дата обращения: 22.01.2015).
>>Перейти обратно к списку методических материалов >>Перейти обратно на страницу "Наука" >>Перейти обратно на "Главную страницу"
|
|